
Согласно многим исследованиям, имеется взаимосвязь между количеством опасных действий работников и количеством тяжелых несчастных случаев на производстве. "Следовательно, чтобы снизить травматизм и повысить безопасность труда при выполнении работ на высоте, необходимо работать с корнем проблемы - вести учет опасных действий работников, - поясняет Надежда Субботина. - Я предложила метод оценки профессионального риска высотников, основанный на выявлении наиболее тяжелых по последствиям опасных действий и ежемесячном перерасчете уровня профессионального риска по опасности "падение с высоты".
Для градации тяжести последствий от различных опасных действий при выполнении работ на высоте собраны мнения экспертов, проведен анализ расследований несчастных случаев, чтобы при совершении работником в течение года критического количества опасных действий его отстраняли от работы и направляли на внеплановое обучение безопасным методам высотных работ.
Для оценки результативности обучения по охране труда исследователь разработала анкету и тестирование, позволяющие выявить восприятие работниками опасностей и уровень остаточных знаний по охране труда. Анализ анкетирования показал, что работники не находят ценности в обучении по охране труда. Проверка остаточных знаний установила, что знания работников снизились более чем на 30 процентов за три-шесть месяцев после последнего обучения по охране труда. Падение остаточных знаний может свидетельствовать о недостаточной мотивации сотрудников, нехватке практического применения изученного материала или о том, что обучение не было достаточно эффективным.

Исследование также показало, что зачастую на строительных площадках приоритет выполнения производственных задач устанавливается выше приоритета собственной безопасности. Такой подход можно изменить более ответственным отношением к обучению по охране труда. Для этого нужно уйти от формализма в обучении и добавить имитацию последствий нарушений, моделирование несчастного случая в процессе обучения работников, интерактивные практические занятия и симуляцию несчастных случаев. Обучение с применением таких инновационных методов предлагает Учебный Полигон СПбГАСУ "Умный труд". Эти методы учитывают психологические аспекты и позволяют работникам глубже усваивать знания о безопасности, а это способствует формированию безопасного поведения на рабочих местах.
"Наш Полигон уникален не только качеством экспозиции, ее натуралистичностью, но и содержанием. Мы проговариваем все основные опасности, которые подстерегают работников при строительных, монтажных, других производственных работах; обучаем правилам поведения в критических ситуациях, - рассказал директор Полигона "Умный труд" Александр Дмитриев. - Поэтому наши занятия пользуются спросом не только у студентов, но и у наших партнеров - крупных строительных, промышленных компаний, которым необходимо повышение квалификации своих сотрудников в сфере охраны труда".