
При этом, по данным ряда онлайн-школ, в отдельных регионах ежегодный рост интереса к семейному обучению достигает 30 процентов.
Среди причин, по которым родители выбирают домашнее обучение, лидируют проблемы со здоровьем, частые переезды, чрезмерная учебная нагрузка, токсичная атмосфера в учебном заведении или желание создать для ребенка индивидуальную траекторию развития.
Академический директор онлайн-школы Skysmart Анастасия Екушевская добавляет, что растет число семей, которые выбирают гибкие форматы ради возможности совмещать учебу с занятиями спортом, творчеством или переездами. По ее словам, развитие онлайн-инфраструктуры и персонализированных программ сделало этот вариант реальной альтернативой традиционной школе.
В последние годы значительную роль в популяризации семейного образования сыграли пандемия и стремительное развитие EdTech-рынка. Многие родители впервые попробовали дистанционный формат и увидели, что он может быть эффективным.
Постепенно домашнее обучение перестает ассоциироваться исключительно с вынужденной мерой и становится осознанным выбором, отмечает Анастасия Екушевская.
Качество образования при этом, по оценке экспертов, не уступает классическому. "Оно сопоставимо с результатами традиционных школ: домашние ученики успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ, а средние баллы совпадают с региональными показателями", - говорит академический директор сети билингвальных детских садов и школ Discovery Мария Вавилова. В отдельных случаях выпускники, обучавшиеся по семейной форме, показывают даже немного более высокие результаты.
С юридической точки зрения перевести ребенка на семейное обучение несложно. Достаточно уведомить образовательную организацию, пройти промежуточную аттестацию и оформить договор, уточняет Мария Вавилова. Но в других аспектах с домашним образованием не все так просто.
Эксперты обращают внимание на то, что переход на такой формат требует большей вовлеченности родителей, временных и финансовых затрат. "Около 38 процентов семей тратят на учебные программы от 10 до 20 тысяч рублей ежемесячно", - говорит Мария Вавилова. При этом для многих семей решающим фактором становится не экономия, а комфорт и психологическая безопасность ребенка.
В беседе с "РГ" ведущий научный сотрудник центра начального общего образования Института содержания и методов обучения им. Леднева Марина Кузнецова отметила, что семейное обучение подразумевает объективные риски. Они связаны с недостаточной социализацией детей, дефицитами общения, с качеством образования. Например, для младшего школьника, а именно этот возраст чаще всего вовлечен в семейное обучение, значительную роль играет учебное сообщество - класс, в котором ребенок учится.
"Кроме того, при выборе семейной формы обучения родители должны очень хорошо знать программы всех учебных предметов, чтобы ребенок потом смог проходить промежуточную и итоговую аттестацию", - говорит Марина Кузнецова.
По мнению эксперта, важно и умение организовать и обеспечить сбалансированный график. Если принимается решение привлечь педагогов, необходимо очень внимательно относиться к их выбору: преподаватели должны знать нормативные документы, в первую очередь - федеральные государственные образовательные стандарты и программы, владеть методикой.
Ольга Борисова отмечает, что проблемы регуляторного характера в домашнем образовании связаны с рядом бюрократических аспектов: необходимостью официального оформления перевода ребенка, подачи заявления на экзамены и согласования сроков промежуточной аттестации. Сложности могут возникать при возвращении в традиционную школу или при переезде в другой регион, когда нужно восстанавливать документы и согласовывать программы.
Развитие цифровой среды помогло бизнесу активно включиться в сферу образования. "Онлайн-школы создают полноценные образовательные экосистемы с живыми уроками, цифровыми учебниками, трекингом прогресса и поддержкой психологов и тьюторов", - добавляет Екушевская. Такой формат, по ее словам, снижает нагрузку на родителей и обеспечивает качественную альтернативу очному обучению.
В будущем эксперты прогнозируют рост интереса к гибридным форматам, которые объединяют домашнее, онлайн- и офлайн-обучение. Ольга Борисова считает, что масштабирование гибридных форм обучения с поддержкой EdTech позволит создать индивидуальную и гибкую образовательную среду. Среди ключевых направлений развития, по ее словам, - использование заданий и технологий на основе ИИ, VR/AR, геймификация и гибкий график, позволяющий подстроиться под занятость родителей и самого ученика.
Операционный директор "Онлайн-школы N1" Дмитрий Яковлев добавляет, что новые форматы образовательного процесса часто подразумевают и привитие детям знаний и навыков, над которыми почти не работают в обычных школах.
"В фокусе внимания навыки будущего: креативность, критическое мышление, коммуникация - все это не просто мода на "мягкие навыки", это реальное требование рынка труда к будущим специалистам", - подчеркивает он.
Анастасия Екушевская называет домашнее обучение частью большой тенденции - персонализации образовательных траекторий. В перспективе, считают эксперты, именно персонализация и новые технологии сделают домашнее обучение полноценной частью образовательной системы России.