
Сергей Серафимович, как изменилась подготовка специалистов креативных индустрий за эти годы?
Сергей Юров: Институт основан в 1995 году как международный проект по подготовке управленцев в креативных индустриях. Позднее добавились дизайнерские профили. Мы стали одним из первых "надпредметных" вузов, объединив бизнес и дизайн. Особенность нашего подхода - в студийной и проектной работе с реальными заказчиками, открытые защиты дипломов перед экспертами индустрии, работа с портфолио и акцент на soft skills. За 30 лет мы прошли путь от бизнес-школы до междисциплинарного проектно-ориентированного вуза с персонализированным обучением. Наша модель сочетает творчество с новейшими технологиями и бизнес-мышлением. Студенты учатся творить, анализируя рентабельность и рыночный спрос проекта.
У многих родителей еще сохраняется скепсис по отношению к частному образованию. Сказывается ли это на наборе абитуриентов и престиже диплома вашего вуза?
Сергей Юров: Если скепсис и сохраняется, то такие абитуриенты к нам не приходят. По официальной статистике Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в прошлом году мы заняли 39-е место среди всех 1206 вузов России по качеству приема. Среди негосударственных вузов (их 308) - 6-е место. По направлению "дизайн" мы на первом месте среди частных вузов и на 5-м - среди всех. По данным нашего центра карьеры, 91 процент выпускников работают по специальности. Их средняя зарплата в первый год составляет более 100 тысяч рублей. Многие получают предложения о работе на защите диплома.

Каких специалистов вы готовите? Как учите их творческому подходу к решению задач?
Сергей Юров: В институте 15 направлений подготовки и 70 уникальных программ, которые мы обновляем дважды в год в соответствии с реалиями рынка. Их можно разделить на 4 кластера. Первый готовит к созданию авторских проектов в гейм-дизайне, анимации и иллюстрации. Второй, включающий графический дизайн, визуальные коммуникации, моушн-дизайн и UX/UI, - специалистов по коммуникационному дизайну для бизнеса. Третий объединяет программы по дизайну одежды и аксессуаров, где готовят дизайнеров-модельеров. Четвертый кластер включает программы средового и интерьерного дизайна. Связующим звеном всех программ являются навыки управления бизнесом - менеджмент, маркетинг, продюсирование, реклама и PR, брендинг.
Творческому подходу мы учим через несколько ключевых стратегий и практик. Переход от концепции "мастер - ученик" к студийной работе с несколькими наставниками-практиками помогает студенту выработать собственный творческий подход. Инновационная образовательная технология "бизнес-практика" работает как тренажер реальной проектной деятельности. Сотрудничество более чем с 200 индустриальными партнерами дает возможность стажировок и нетворкинга. А с первых курсов студенты вовлекаются в научно-творческую работу. Но творческий потенциал абитуриента мы начинаем развивать уже на подготовительных курсах: будущий студент начинает формировать портфолио, а с помощью профориентолога определяет свой профессиональный вектор.

Появление и быстрое внедрение ИИ во все сферы экономики и жизни меняет ситуацию и в креативных индустриях. Удается ли научить студентов эффективно использовать этот инструмент?
Сергей Юров: Главная задача - сформировать понимание, что искусственный интеллект является инструментом, а не автором. Мы учим студентов строить процесс "человек - ИИ - человек", где концепция создается человеком, варианты генерирует ИИ, а отбор и финальная стилизация снова выполняются автором. Для развития уникального авторского стиля даем задания с ограниченным использованием ИИ, тренируя "ручную доводку". Многие студенты, особенно в авторских профилях "Гейм-дизайн", "Анимация" и "Иллюстрация", обладают таким высоким творческим потенциалом, что предпочитают творить самостоятельно, отказываясь от советов ИИ.
Как оценить результат творческого образования, какие критерии и измерения тут можно применять?
Сергей Юров: Оцениваем творческие проекты по двум шкалам: базовая включает понимание задачи, качество исполнения, логику структуры и соблюдение сроков. Продвинутая шкала оценивает творческую индивидуальность, смелость решений, глубину замысла и влияние на аудиторию. Дважды в год проводим открытые выставки студенческих работ, которые посещают представители индустрии. Защиты дипломов проходят в открытом формате с прямой трансляцией. Экзаменационная комиссия состоит исключительно из признанных экспертов индустрии, что гарантирует объективность и ориентацию на требования рынка.
Современные специалисты креативных индустрий не просто "вольные художники". Они должны уметь коммерциализовать свои идеи. Удается ли это вашим выпускникам?
Сергей Юров: Каждый наш выпускник - это не просто история успеха, это свидетельство того, как качественное образование может менять судьбы и развивать таланты. Софья Кузина, выпускница профиля "Иллюстрация" 2022 года, через день после защиты получила оффер в "Лабораторию Касперского" на позицию визуального дизайнера. Ян Башарин, выпускник 2021 года по гейм-дизайну, создал игру "Лига энтузиастов-неудачников", которая успешно продается в Steam и приносит доход. Полина Воеводина, выпускница по маркетингу 2022 года, стала ведущим маркетологом двух брендов в ГК Profcosmo, работая с крупными розничными сетями и онлайн-площадками. Эти истории подтверждают, что мы даем студентам не только знания, но и уверенность в себе, реальные навыки и способность мыслить креативно для достижения высоких карьерных целей.
Вы руководите вузом уже 30 лет. Что считаете самым главным результатом его работы за эти годы?
Сергей Юров: Самым главным результатом считаю формирование творческого коллектива более чем из 450 единомышленников. За эти годы мы выпустили более 55 000 студентов, которые стали важной частью динамичной креативной экономики. Институт стал первым в России, кто гармонично объединил бизнес и дизайн в образовании. Наша модель построена по принципу "4 года стажировки в успешной компании": студенты работают с реальными заказчиками и к выпуску имеют готовое портфолио и контакты в профессиональной среде.