15 октября - день памяти Федора Ушакова. Как молились святой адмирал и его воины перед любой битвой?

В России отмечается день памяти выдающегося русского флотоводца Федора Ушакова
15 октября мы отмечаем день памяти Федора Федоровича Ушакова - великого флотоводца и святого. И в связи с этим хочется разоблачить один фейк, который уже несколько лет гуляет по интернету. Речь о так называемой "сильной молитве праведного воина Ушакова". Цитировать неканоническую выдумку не буду - как и во всех фейках, ложь там смешана с как бы благочестивой правдой, хотя просьбы этой псевдомолитвы "уничтожь врагов моих, дай мне благополучие и избавь от тревоги" должны насторожить любого верующего. По счастью, мы знаем, как на самом деле молился святой праведный воин Феодор Ушаков, но об этом, как и о молитве, избавляющей от тревоги, чуть позже. Сначала о великих победах, после чего станет ясно, что никакого богатства, благополучия наш флотоводец не искал и о гибели врагов у Бога не просил.

Бесспорно, самой блестящей победой русского флота, вошедшей в анналы мирового воинского искусства, была битва при мысе Калиакра.

Год 1791-й. Молодой Черноморский флот рос и мужал, выбешивая своими победами нашего давнего врага - Османскую империю, считавшую Черное море "Озером турецких султанов". Призвав на помощь алжирцев, Великая Порта готовится нанести русским финальный удар. Возглавляет армаду кораблей гроза Средиземноморья алжирский адмирал Саид-Али. Это он обещает султану Селиму III доставить Ушакова в Константинополь на цепи, в кандалах.

Вышло по-иному. Утром 31 июля 1791 года наши корабли находят турецкий флот у мыса Калиакра. Как водится, силы неравные. У турок 2000 пушек против нашей 1000 и 20 000 османов против 9500 русских. С берега их эскадру прикрывает турецкая батарея. В тот день османы отмечали Рамадан-байрам, а часть экипажа его даже и праздновала - на берегу. Ушаков, уделявший большое внимание разведке, мгновенно принимает гениальное решение. И делает маневр, который войдет во все учебники военного искусства. Не теряя времени на перестраивание "в линию баталии" и этим нарушая все правила ведения боя, он устремляется в зазор между турецким флотом и берегом. А затем под огнем береговых батарей атакует врага. Мало того что османы не ожидали русских, так они еще и не поняли маневра.

"Не воюйте с русскими", - предупреждал победоносный адмирал

Гибельная сумятица турок позволяет нашим кораблям завязать ближний бой, взяв на время "в союзницы" турецкие береговые батареи, которые, пока не опомнились, лупили и по вашим, и по нашим. При кажущейся простоте маневр Ушакова был сколь дерзок, столь и опасен - не выскочить на отмель, не помчаться под вражеские пушки, не замешкаться при повороте... Что касается нарушения Ушаковым правила "перед боем перестроиться в линию баталии", то стоит сказать, что в 1757 году за подобное был казнен английский адмирал Бинг, и не случайно.

Правила в военном деле - результат многолетнего опыта, оплаченного чьей-то кровью. Чтобы их нарушать, побеждая, а не погибая, дерзости да удачи мало. Отвага Ушакова основывалась на уверенности в том, что он и каждый из экипажа его 20 кораблей - единое целое. Да, за этим годы тренировок. Но не только. Прислушаемся к наблюдательным грекам, изумлявшимся уникальному единству русских воинов.

Удивляясь религиозности Ушакова, купец Николай Пасхалис писал: "Поразительно благочестие Ушакова, как и других русских. Невероятно, но каждое воскресенье все солдаты желают посещать Божественную литургию, для них выделено шесть церквей. Точно так же и он с остальными ходит на обедню к святителю Спиридону или в монастырь Богородицы. Видя, как они молятся, мы даже стыдимся в сравнении с ними считать себя ревностными христианами". Для единства одной муштры мало, да и заботы о каждом может быть недостаточно. Тут срабатывал и навык общей молитвы.

Но вернемся к туркам. Утро следующего дня столица Блистательной Порты запомнила надолго. Первые лучи солнца, разогнав тьму, озарили итог боевой кампании, золотя обломки некогда великой эскадры. Испуганный ужасающим видом своих совершенно разбитых кораблей, султан Селим III тотчас же отдал приказ как можно скорее заключить с русскими мир. "Его высочество, заносившееся 24 часа тому назад, тут же стал мягок и сговорчив, как теленок", - будет вспоминать Екатерина II.

"Ушаков флотоводец", Н. Г. Николаев. Фото: gallerix.ru

Средиземноморская кампания русского флота под водительством Ушакова - пример не только блестящих воинских побед, но и христианского великодушия русского воина. Год 1798-й. Наполеон стремительно захватывает Египет - тогдашнюю провинцию Османской империи. Селима III это так встревожило, что он "с радостью, восхищением и благодарностью" принимает предложение Павла I о создании союза "против зловредных намерений Франции". Канцлер Российской империи Александр Безбородко прокомментирует "дальновидную французскую политику" так: "Надобно же вырасти таким уродам, как французы, чтобы произвести вещь, какой я не только на своем министерстве, но и на веку своем видеть не чаял, то есть: союз наш с Портою и переход нашего флота через канал".

Речь о том, что новоиспеченные союзники решили освободить от власти французской Директории Ионические острова - стратегически важный пункт Средиземного моря. Командование военной экспедицией доверили "уважаемому Ушак-паше". Не стану останавливаться на том, как, пройдя вместе с турками через Босфор и Дарданеллы, эскадра союзников освобождала Ионические острова. В том числе и неприступный Корфу - с этой победой Ушакова поздравил даже адмирал Нельсон. Не буду рассказывать о том, что, обретая государственность, Республика Семи островов получила при участии Ушакова и конституцию. Самую демократическую в Европе XIX века. Упомяну одну деталь: после капитуляции французов Ушаков посадил весь французский гарнизон на баржи и отправил домой, поставив одно условие - больше не воевать против русских. Милосердие к врагу, к тому, кто час назад целился в тебя, - не просто гуманизм, это качество подлинного христианина. И признак силы.

В активе у святого праведного воина, сорок четыре года прослужившего Отечеству, сорок три боевых похода, и все победоносные! Никто в мире, ни один из флотских командиров не имел на своем счету такого количества побед. Но сам Ушаков гордился не этим рекордом. "Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность флота под моим начальством на море, ... ни одно судно не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался", - напишет адмирал Федор Ушаков в 1804 году.

Благочестивость Ушакова удивляла иностранцев. Каждый раз перед походом и после его окончания он совершал вместе с моряками молебны, церковные службы. "Моряк, как и монах, постоянно должен молиться и трудиться", - говорил он. На его кораблях был установлен монастырский порядок. А сами корабли носили имена святых или христианских праздников. Все деньги, полученные в награду, Ушаков жертвовал раненым, вдовам и сиротам погибших воинов, а еще благоустраивал города. Перед боем адмирал так напутствовал своих воинов: "Идя в бой, читайте 26-й, 50-й и 90-й псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!"

Про эти псалмы, написанные три тысячи лет назад святым праведным царем Давидом, стоит поговорить особо. 50-й псалом, начинающийся словами "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое...", называют покаянным. Он очень точно очерчивает то состояние сердца и ума, которое и должно быть у человека, предстоящего перед своим Творцом и изливающего Ему свою душу.

90-й псалом, называемый еще по первым строчкам "Живый в помощи Вышняго...", издавна читают в случае опасности или же неконтролируемой тревоги, страха. В нем Господа называют "Заступником, Прибежищем моим".

А вот 26-й псалом известен как молитва, которую читают в моменты тревоги, когда не хватает сил справиться с напряжением. "Господь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю..." Известно, что не только сам Ушаков, но и его воины знали эти молитвы наизусть. Родившийся 13 февраля (по старому стилю), между днями памяти сразу двух святых воинов - великомученика Феодора Стратилата (8 февраля) и великомученика Феодора Тирона (суббота первой недели Великого поста), названный в честь этих святых воинов, Ушаков знал и помнил молитву святого великомученика Федора Стратилата, которая издавна укрепляла русского воина.

"Господи Боже Всесильный, всех уповающих на милость Твою не оставляй, но защищай их, буди ми милостив, и соблюди мя от прелести вражия Твоим защищением, да не паду пред сопротивники моими, и да не порадуется враг мой о мне: предстани ми, Спасителю мой, в подвизе сем, в него же внити желаю за имя Твое святое. Ты мя укрепи и утверди, и подаждь силу стати мужественно за Тя до крове и положити душу мою любве Твоея ради, якоже и Ты, возлюбив нас, положил еси на Кресте душу Свою за нас. Аминь".

Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в Telegram-канал Марии Городовой.

История