
Компания из Симферополя начала поставлять в зону СВО бронированные стекла, разработанные крымскими инженерами. Они легче и дешевле аналогов, при этом имеют высокие защитные характеристики. В основе разработки - композитный материал, его состав запатентован. Испытания показали, что стекло толщиной 3,5 сантиметра выдерживает выстрел из осколочно-фугасного гранатомета без появления осколков, которые могут поразить личный состав.
- Идея в том, чтобы в полевых условиях войска могли быстро заменять стекла автомобилей, - рассказал "РГ" инициатор волонтерского проекта "Щит" Дмитрий Кондаков. - Имеющиеся сегодня аналоги изготавливаются в течение нескольких недель, а наше стекло выпускается за одну смену. Изделие поставляется сразу с рамкой и необходимым инвентарем. При этом не надо гнать технику на ремонтную базу, два бойца могут поставить новое стекло в любых условиях, даже на линии соприкосновения. Технология инновационная, с импортозамещением.
Проект существует на пожертвования. Его участники также поставляют на СВО гуманитарную помощь. Разработка велась в контакте с бойцами, которые находятся на передовой. Первая задача поступила от спецназа: сделать стекло, на котором при попадании образовалась бы сетка, не дающая возможности определить цель за ней. Был изготовлен полимер с подходящими характеристиками, который способен выдерживать прямые попадания без появления осколков с обратной стороны. А это, по словам ветеранов, главная проблема при использовании бронестекол.
- Стекла ставим на "Уралы", "Патриоты", "Камазы", "Хаммеры", их используют разные подразделения, спецназ, добровольцы, Росгвардия, - говорит Кондаков. - Самое главное - это спасение жизни людей. Все, кто находится в автомобиле, остаются целы.
"Тень-4" - уже четвертое поколение детекторов дронов, которые выпускают в Севастополе для СВО. Новый образец охватывает весь возможный диапазон частот, используемых "птичками". Это полностью российская разработка, все детали и микросхемы изготавливаются у нас в стране.
- Он обнаруживает все дроны в широком диапазоне 258 тысяч мегагерц и своевременно сообщает бойцу о приближении БПЛА, чтобы тот успел принять решение, - говорит замдиректора компании "Системы машинного зрения" Дмитрий Садовник. - Мы около года работали над усовершенствованием, чтобы детектор "видел" все частоты FPV-дронов, которые постоянно меняются.
Внешне устройство похоже на небольшую рацию, не занимает много места в рюкзаке. При обнаружении БПЛА подает звуковой сигнал, а при приближении начинает пищать чаще. В реальных боевых условиях детектор выигрывает для человека не менее 30 секунд. Но это очень важные 30 секунд. Они спасают жизнь.
- Один случай произошел в Донецке с репортерами, - продолжает Садовник. - Детектор сработал, они успели выпрыгнуть из машины и увернулись от удара дрона. Отделались легким испугом.
Севастопольские разработчики первыми в России получили патент на свое устройство. Дело в том, что большинство известных антидроновых радаров выпускают в Китае либо собирают у нас в стране из китайских деталей. А тут - полное импортозамещение, вплоть до микросхем.
Новая разработка компании - детектор пластиковых и керамических мин, которые невозможно обнаружить обычным металлоискателем. Уже готов прототип, предстоят испытания.
- Устройство будет размещаться на роботизированной колесной платформе либо на беспилотнике, - говорит Дмитрий Садовник. - С их помощью детектор перемещается, сканирует поверхность на наличие радиосигналов и ставит геолокацию там, где предположительно есть мина. Далее оператор получит карту с отметками и примет решение.
Еще одна севастопольская компания работает над защищенной системой дальней связи для управления морскими, наземными и воздушными беспилотниками. Ее отличие в том, что такую связь очень сложно обнаружить, заглушить и перехватить. Уже доказана ее эффективность на расстоянии около 40 километров.
- Используется другой тип сигнала, который раньше в этой области не применялся, - говорит ведущий инженер радиосвязи компании "Уранис" Александр Росляков. - Это позволяет увеличивать защищенность, такую связь сложно нарушить, она более устойчивая. К примеру, если связь работает на расстоянии 40 километров, то обнаружить ее источник можно всего на расстоянии двух-трех километров.
Разработку можно применять не только в военной, но и в гражданской сфере, для научно-исследовательских беспилотников, мониторинга территории, зон ЧС. А в перспективе она сможет заменить спутниковую связь, считают разработчики.