Кемеровчанин с ограниченными возможностями объехал больше сорока городов России

33-летний Никита Асеев убежден: если поставить цель и идти к ней, вопреки всему, то рано или поздно эта цель будет достигнута. Группа инвалидности стала для кемеровчанина не приговором, а стимулом развиваться и побеждать. Именно так он воплощает в жизнь свои проекты, объединяющие земляков с особенностями. Восемь лет назад создал интернет-портал и фонд поддержки людей с ограниченными возможностями. А еще Никита - организатор инклюзивных чемпионатов Кузбасса по боулингу и большой любитель путешествий. Этим летом он поставил личный рекорд: за 42 дня объехал 26 городов в 13 регионах России. Впечатлениями поделился с "Российской газетой".
Фото из архива Никиты Асеева

Никита, где вы побывали?

Никита Асеев: Из Кемерова через Новосибирск добрался до Санкт-Петербурга, а оттуда отправился в Карелию (Сортавала, Валаам, Рускеала, Петрозаводск, Кижи) и на Соловецкие острова. После Мурманска, Териберки, Архангельска и Северодвинска углубился в настоящую Арктику - Нарьян-Мар. Дальше мой путь лежал в Казань и Нижний Новгород, а завершилась одиссея на севере: Сыктывкар, Ухта, Печора, Воркута, Лабытнанги и, наконец, Салехард, Новый Уренгой, Сургут, Тобольск, Тюмень. Последними точками стали Омск и Новосибирск. Я прошел пешком 734 километра, сделав почти 1,2 тысячи шагов, 9 часов 45 минут провел в небе и более 128 часов - в поездах. Посетил четыре кремля.

И я не просто путешествовал через все города транзитом, я там останавливался. Следуя на поезде из Сыктывкара в Воркуту, вышел в Ухте и Печоре, чтобы почувствовать их уникальный характер, услышать пульс, вдохнуть воздух и узнать историю. Этот этап путешествия был одним из самых интересных в плане логистики и атмосферы. Сыктывкар, как и Кемерово, стоит на тупиковой железнодорожной ветке, и, чтобы выехать на магистраль, пришлось вернуться в Микунь. Ветка "Коноша - Воркута" давно меня привлекала как одна из самых северных в мире. Магистраль не электрифицирована, и это придает поездке особый "ретрошарм", ощущение настоящего приключения на Крайнем Севере. А после Салехарда собирался лететь в Екатеринбург, но кардинально изменил планы, чтобы глубже исследовать Западную Сибирь.

Какой город больше поразил, удивил, порадовал?

Никита Асеев: Каждый город чем-то замечателен. Будь то индустриальная мощь Воркуты, духовность Соловков или уют Тобольска. Но Воркута оставила самое сильное, пронзительное и двойственное впечатление. Это город-испытание, город-памятник. Поражает контраст величественной сталинской архитектуры и огромного количества домов-призраков. Меня до сих пор не отпускает экскурсия по "Воркутинскому кольцу" - сети поселков, выросших вокруг угольных шахт. Все здесь зависело от угля, но уголь закончился - и жизнь ушла. Она теплится лишь в некоторых местах.

Глубокий след в душе оставил Мурманск. Его история в годы Великой Отечественной, подвиг защитников Заполярья, монумент "Алеша", стоящий на страже, - все это вызывает уважение и гордость. А еще открытием стал Тобольск. Белокаменный кремль, парящий над старинным купеческим городом - центром освоения Сибири, удивительная атмосфера подарили ощущение сказки и покоя. Но ценность путешествия - в мозаике впечатлений, когда даже трудности становятся важной частью большого пути.

Фото: из архива Никиты Асеева

Например, получилась накладка с заселением в хостел в Сортавале. Я радовался, что нашел уютный и бюджетный вариант, но вдруг уже в пути получаю письмо: "Заселение до 22:00". Пишу: "Мой поезд прибывает в 23:42, может, как-то решим вопрос?", я ведь не знал про 22:00. Но в ответ - ледяная стена равнодушия: "Вы же видели правила". Оказалось, что администратора нет, а "главная" по хостелу уходит ровно в десять. И все, клиентоориентированность осталась где-то за дверью. Я писал им два дня, надеясь на чудо, но… Пришлось снимать другое жилье - в три раза дороже, зато без квеста "успей до 22:00".

Кстати, поездка во Владивосток в прошлом году тоже началась с испытания. Забронировал и оплатил койку в хостеле через приложение, оформив все, включая рассрочку. Казалось, ситуация под контролем. Однако администратор хостела, взглянув на подтверждение брони, заявил, что я оплатил только одну ночь, и наотрез отказался меня заселять. Попытался объяснить, что оплата прошла в формате рассрочки, но меня буквально выставили на улицу, осыпая оскорблениями. К счастью, служба поддержки сервиса сработала оперативно, и мне помогли найти другой вариант. Но вечер был безнадежно испорчен.

Или в 2017 году в Сызрани, позавтракав в кафе, мы с мамой не обнаружили своей машины на парковке. Поговорили с местными жителями, и оказалось, что мы припарковались на пару сантиметров ближе к пешеходному переходу, чем требовали правила. Именно в таких местах предприимчивые владельцы эвакуаторов устраивали охоту за приезжими, не знающими нюансов. И вместо того чтобы любоваться утренним городом, мы потратили несколько часов на поиски штрафстоянки, оформление бумаг и выплату немалого штрафа.

Такие случаи напоминают об обратной стороне путешествий, о том, что даже в эпоху цифровых технологий можно столкнуться с проблемами. В то же время непредвиденные обстоятельства и спонтанные решения - и есть самая соль приключения, которая учит гибкости.

Ну а как на маршруте-2025 обстояли дела с комфортной и доступной средой?

Никита Асеев: Как человек с ДЦП могу сказать: на этот вопрос однозначного ответа нет. В городах-миллионниках и туристических центрах (Санкт-Петербург, Казань) все намного проще: есть пандусы, лифты, более-менее удобные тротуары. В малых городах и на севере сложнее. Но я заметил, что практически всюду сейчас работают над безбарьерной средой. Хотя частенько идешь и думаешь, что пандус можно сделать гораздо удобнее. А, например, в Архангельске я поразился деревянным тротуарам и состоянию дворов. Искренне порадовался за родное Кемерово, где дворы благоустроены гораздо лучше.

В целом российские города процентов на 86 доступны для самостоятельного передвижения людей с ограничениями. Конечно, не во все музеи и хостелы удобный доступ, но подходящий вариант подобрать можно. Главное - заранее продумывать маршрут и быть готовым к небольшим трудностям, которые, повторюсь, добавляют опыта.

Но чаще всего я просто открывал карту и смотрел, что интересного есть в городе. Куда заглянуть первым делом, планировал по пути с вокзала. Во многих городах очень помогли туристические центры. Например, в Петрозаводске я получил "Паспорт туриста" Серебряного ожерелья России, чтобы собирать отметки о посещении одиннадцати регионов Северо-Запада. Хотел получить паспорт и штамп в Питере, но в одном визит-центре их не выдавали, а другой в субботу был закрыт. Зато в Мурманске мне вручили региональный "Паспорт полярника". А в Нарьян-Маре не только поставили печать, но подсказали, куда сходить, и помогли забронировать экскурсию в Центр арктического туризма. Директор местного Центра туризма и информации лично провел для меня бесплатную экскурсию на лодке по Печоре. Мы побывали в деревне Куя, откуда в 1862 году стартовала полярная экспедиция Крузенштерна. Сейчас там осталось всего двадцать жителей, но Юрий строит в этой деревне гостевой дом для туристов.

Вы всегда путешествуете один?

Никита Асеев: Это мой сознательный выбор. И это не про грусть, а про диалог с самим собой, про полную свободу принимать решения, менять маршрут и погружаться в свои ощущения от места. Хотя, конечно, случайные попутчики и новые знакомства делают каждый маршрут ярче. А еще я веду соцсети, и в этот раз впервые решил не просто рассказывать подписчикам про свой маршрут, но устроить викторину, дать им почувствовать себя участниками моего путешествия. Из-за нарушения речи больше писал и снимал видео об интересных моментах, предлагая угадать, какой город будет следующим. Самые активные "попутчики" получили призы.

Общение в Сети не мешает отдыху, наоборот, добавляет азарта и позволяет структурировать впечатления. Полностью отключаться от гаджетов в долгих поездках сложно - они помогают с навигацией, бронированием и общением. Но я стараюсь находить баланс: обязательно оставляю время на то, чтобы просто посидеть на берегу моря или в парке, не глядя в экран.

Фото: из архива Никиты Асеева

Где еще вы побывали за последние годы? Есть любимые места?

Никита Асеев: Наверное, я посмотрел не более 36 процентов территории России. Но самые яркие маршруты запомнились. Любовь к дорогам началась в детстве. Из-за проблем со здоровьем часто ездил с мамой в санаторий в Курганской области. Именно тогда и зародилась мечта объехать всю страну. Главным приключением стало автопутешествие 2017 года, когда мы с мамой за 28 дней преодолели почти 11,7 тысячи километров, проехав от Кемерова до Кавказа и обратно - через Воронеж, Курск, Белгород, Казань и Екатеринбург. Именно тогда, глядя на карту, я загорелся идеей доехать до Магадана. И долетел туда в прошлом году. А другими ключевыми точками считаю Байкал, Хакасию, Анапу и так далее. География поездок расширялась с каждым годом за счет участия в молодежных форумах, конкурсах и фестивалях. Пенза, Омск, Минск, Судак… Кстати, путешествовать на поезде я полюбил, благодаря дороге из Старого Оскола в Новосибирск через Уральские горы.

Изменился ли ваш взгляд на малую родину? В чем туристическая изюминка Кузбасса?

Никита Асеев: После каждого путешествия начинаешь еще больше ценить свой дом. Главное у нас, конечно же, природа. Но не только! Богатая история, связанная с промышленным освоением Сибири, шахты и разрезы, заводы, которые производят колоссальное впечатление своей мощью. У нас край сильных людей, и "сибирский характер" сам по себе может быть интересен туристам. Мне кажется, нам стоит активнее развивать именно эти направления - показывать не только красоты, но и силу, трудовой дух Кузбасса.

Фото: из архива Никиты Асеева

Поделитесь идеями будущих поездок?

Никита Асеев: Мечтаю почувствовать дыхание Арктики в Норильске, ступить на землю Чукотки - увидеть те уникальные места, где заканчивается наша страна и начинается бескрайний океан. Тянет в Калининградскую область - наше "янтарное окно" в Европу, где история дышит в каждом камне. И, конечно, ждут своего часа старинные города Центральной России, индустриальные легенды Урала и солнечное побережье юга. Россия - это вселенная, которую можно исследовать бесконечно, и я уверен, что путешествий мне хватит на всю жизнь.

Но главный вызов для меня - бюджет. Я убедился: если мечта по-настоящему зовет, она сама подскажет, где найти ресурсы, и старался быть разумным: выбирал недорогие хостелы, пользовался рассрочками без процентов, кешбэками и накопительными счетами. А топливом для моего большого путешествия стали средства, которые я получил, подрабатывая десять месяцев курьером. Ну и, спасибо, меня поддержали родные. Сейчас постепенно возвращаю все, что занял. И поставил перед собой новую цель: сменить работу, зарабатывать больше, чтобы путешествовать свободнее. Упорно развиваю свои навыки и верю, что меня будут оценивать как квалифицированного и надежного специалиста, несмотря на некоторые ограничения. Искренне надеюсь, что они не станут для меня препятствием, а будут восприняты работодателями как особенность, не имеющая никакого отношения к моему профессионализму и желанию открывать мир.