
Передовой пост наблюдения ВСУ явственно услышал работу двигателей тяжелой техники, в прибор ночного видения усмотрел характерные тепловые сигнатуры. "Москалі нас вирішили за ніс поводити!" - поспешил доложить наблюдатель в вышестоящий штаб об имитации перемещения войск на левом берегу.
В ту ночь на ложных позициях 205-й бригады включили громкоговорители с записью шума двигателей танков и машин обеспечения. "Эхо разнесло и усилило звук, "движ" стал отчетливо слышен на правобережье Днепра, - рассказывает замкомандира батальона по военно-политической работе с позывным Калуга. - Враг у нас опытный, на одну и ту же приманку не ведется. А еще хитренький! Дал понять, что всерьез воспринял нашу затею, выпустил вхолостую по квадрату четверть пакета из РСЗО и поспешил скрыться, потом ударил из гаубицы "Богдана" - и тоже в укрытие. А в то же самое время, под шумок, попытался провести ротацию в прибрежном районе".
В мотострелковом батальоне бригады такое развитие событий предвидели, "птички" с тепловизорами внимательно контролировали местность. И как только появился пикап, по цели сразу открыл огонь расчет 120-мм миномета.
"Служу в минометной батарее уже два года, разное бывало… Самая результативная работа - это когда поразили сразу до 15 противников: наблюдательный пункт и блиндаж с живой силой", - вспоминает старший офицер подразделения (позывной Бронсон).
В батарею наш герой был распределен по окончании военного учебного центра при Тольяттинском государственном университете в 2023 году. Пришлось преодолевать протест родителей: узнав о гибели выпускника того же центра, Дмитрия Голубцова, мать и отец пытались отговорить сына, хотели забрать из университета документы. Но Бронсон решил иначе. На похоронах пообещал отомстить за смерть старшего товарища, окончил тольяттинскую учебку и отправился туда же, в Херсонскую область, в ту же самую воинскую часть…
Сначала командовал взводом, сейчас управляет огнем всей батареи. По словам командования батальона, "минометка" овладела высшей математикой боя: помогает штурмовикам на островах, пресекающих высадку десанта с правого берега, уничтожает наблюдательные посты, блиндажи и позиции ВСУ, охраняет тыл мотострелков, обеспечивая их безопасное снабжение и ротацию. Эту боевую работу невозможно переоценить - среди населения, маскируясь под местных, наверняка есть агенты СБУ, которые пытаются выявить расположение наших войск.

"В нашей боевой работе всюду подстерегают опасности. Противник с помощью тяжелых дронов минирует местность, артиллерия применяет кассетные боеприпасы, после чего на земле остаются "колокольчики" и "лепестки" (противопехотные мины. - Прим. "РГ"). Поэтому при передвижении самое главное - смотреть под ноги. В том числе и там, где проходил тысячу раз и кажется относительно безопасно, - констатирует Бронсон. - Недавно в радиоэфире обмолвились, что нам нужен "тапик" (телефон полевой ТА-57. - Прим. "РГ"). Не знаю, совпадение или нет, но противник, начинив пластидом, той же ночью скинул "тапик" с БПЛА… Наши бойцы, к счастью, опытные, знают, что подбирать ничего нельзя".
"Минометная батарея батальона - подразделение сплоченное, как одна семья, - рассказывает офицер-политработник Калуга. - Большинство - отцы, для которых защита Родины - это защита прежде всего своих детей, воспитание в них патриотизма на личном примере. Но иногда бывает и наоборот - сыновья становятся примером для подражания отцов. Недавно к нам в часть прибыло пополнение, в числе которого - отец одного из командиров миномета. Теперь служат рядом".
"Я давно хотел стать в строй, душа была неспокойна, когда сын на фронте, - говорит номер расчета старший сержант с позывным Кошмар. - Домочадцы, правда, меня отговаривали, но я все равно взял отношение из 205-й бригады и поступил сюда на службу".
Заместитель командира минометного взвода гвардии сержант с позывным Баллон такое решение отца приветствует: "Батя у меня бывалый! Воевал на Северном Кавказе, в детстве был для меня примером доблести и бесстрашия. Собственно, благодаря его воспитанию я сейчас и являюсь тем, кем являюсь".
Баллон-младший один из самых молодых в батарее, его путь в минометчики начался со службы по призыву, армейский уклад пришелся по душе, подписал контракт, с февраля 2022 года - в зоне СВО.
За три с половиной года многое изменилось. Раньше минометчики могли спокойно выставить орудие в поле за лесополосой и работать. Сейчас же из-за дронов маскировка на первом месте. Все спрятали под землю. Несколько выстрелов - сразу прячут миномет за накатными воротами.
"С введением в батальоне в строй подразделения БПЛА интенсивность боевой работы у нас возросла кратно, стали выявлять и поражать опорные пункты, которые раньше оставались незамеченными. Теперь они уничтожены, а там, где вэсэушники снова пытаются их соорудить, не даем это сделать, - рассказывает Баллон. - Наблюдательных пунктов, укрытий пехоты противника на правобережье стало намного меньше, они просто позаканчивались. Потому что как только наши "птичники" выявляют цель - через считаные минуты уже начинают вести прицельный огонь".