Вместо попыток нарастить заимствования и разогнать инфляцию, Минфин выбрал стратегию мобилизации доходов за счет корректировок налоговой системы. Повышение основной ставки по налогу на добавленную стоимость на два процентных пункта, снижение порога для плательщиков данного налога, использующих упрощенную систему налогообложения, и по оптимизации льготных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства - оправданные меры, которые позволяют сохранить устойчивость бюджетной системы и выполнять все социальные обязательства в полном объеме. Альтернативным решением повышению налогов могло бы быть существенное наращивание государственного долга, однако этот путь затруднен из-за ограниченности рынка заимствований и тем, что он неизбежно привел бы к росту инфляции и переложил бы издержки на будущие поколения.
Принятые решения позволяют правительству обеспечить сбалансированность бюджета на 2026-2028 годы. Предполагается, что дефицит федерального бюджета в ближайшую трехлетку не будет превышать двух процентов от валового внутреннего продукта страны, что является безопасным его уровнем, хотя объем государственного долга и расходы на его обслуживание придется увеличить.
В целом, в расходной части бюджета приоритетами на среднесрочную перспективу являются выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей участников специальной военной операции и достижение национальных целей развития до 2030 года, определенных Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309.
На финансирование национальных проектов только в 2026 году предусматривается почти 6,7 трлн рублей, а на ближайшие шесть лет - как следует из документов, сопровождающих проект федерального бюджета - запланировано свыше 41 трлн рублей, что более чем в два с половиной раза выше, чем в предыдущие годы их реализации.
Самые большие расходы предусмотрены по национальным проектам "Семья" и "Молодежь и дети" (в 2026 году - это более 3,2 трлн и почти 550 млрд рублей, соответственно), в которых сосредоточены меры поддержки семей с детьми, и "Инфраструктура для жизни" (почти 1,3 трлн рублей). Немало средств предусмотрено также на реализацию национальных проектов по обеспечению технологического лидерства (около 570 млрд рублей).
В проекте федерального бюджета предусматривается сохранение поддержки субъектов Российской Федерации. В сфере межбюджетных отношений будут реализованы меры, направленные на поддержание финансовой устойчивости региональных бюджетов, стимулирование инфраструктурного развития субъектов Федерации, обеспечение их эффективного участия в реализации национальных целей развития.
В целом, проект федерального бюджета на 2026-2028 годы создает основу для устойчивого развития экономики и социальной сферы в Российской Федерации, в том числе сохраняя условия для роста доходов населения.