
Сценарий об актрисе немого кино, ставшей свидетельницей революции (прообразом была Вера Холодная), начинал снимать Рустам Хамдамов, но руководство студии не устроила стилистика снятого материала, и завершить картину поручили Никите Михалкову.
Тот предпочел начать с нуля и снял совершенно другой фильм, пригласив на все роли суперзвезд, оснастив мелодраматический сюжет своим фирменным юмором, иронически спародировав стиль и нравы немого кино.
Картина "Раба любви" азартно сыграна, легко смотрится, в ней идеально сочетаются качества сугубо развлекательного коммерческого кино и артхауса, смех и горечь ("Вы звери, господа!" - фраза героини, адресованная белогвардейцам).
Родион Нахапетов играет большевика, выполняющего в съемочной группе роль кинооператора и пытающегося открыть глаза героине на происходящие злодейства. В этом фильме состоялся взлет к всесоюзной славе Елены Соловей.
"Неоконченную пьесу для механического пианино" относят к лучшим экранизациям Чехова. В основе сценария соединены сразу несколько произведений писателя, общее - быт русской усадьбы, снятой "вкусно", с хорошим знанием материала и ставшей одной из впечатляющих "героинь" фильма.
Казалось бы, малозначительные события, происходящие в доме генеральной вдовы Войницевой, светская, часто бессмысленная болтовня ее гостей выдают пустоту помещичьей жизни, тщетность маниловских надежд здешних "прогрессистов", и даже серьезный душевный кризис одного из героев оборачивается комедией, фарсом.
В фильме заняты только звезды: Александр Калягин, Антонина Шуранова, Елена Соловей, Юрий Богатырев, Олег Табаков, Павел Кадочников, Николай Пастухов, Евгения Глушенко…
"Родню" можно смотреть снова и снова уже из-за одной Нонны Мордюковой в роли простой деревенской бабы Марии Коноваловой с ее ясными представлениями о законах жизни и решительными ухватками.
Она едет в город навестить давно переехавшую туда и нахватавшуюся городских привычек дочь (Светлана Крючкова). Там она с изумлением узнает, что дочь давно не живет с мужем (Юрий Богатырев), а любимая внучка ничего не хочет слушать, ибо уши постоянно заткнуты наушниками. Ее попытки навести в этом доме, где "все смешалось", порядок, вернуть мужа не любящей его жене, только порождают новый, еще более устрашающий хаос.
Это трагикомедия, очень смешная и одновременно очень горькая, полная метких режиссерских наблюдений за провинциальным бытом и нравами.
Несмотря на обилие гораздо более совершенных фильмов, за рубежом Никиту Михалкова знают прежде всего как режиссера "Очей черных", ибо в этом фильме снимались итальянские суперзвезды - Марчелло Мастроянни в роли итальянского архитектора Романо (сменившего в чеховском сюжете Дмитрия Дмитриевича Гурова) и Сильвана Мангано в роли его жены.
В основе советско-итало-американской продукции "Дама с собачкой" Чехова, но все реалии русского быта поданы с поправкой на восприятие картины за рубежом - как некая экзотика. Отсюда даже название фильма, хорошо знакомое на Западе по знаменитому русскому, с явственным цыганским акцентом, романсу. В сюжет включены также мотивы "Анны на шее" и "Именин". Анну сыграла Елена Сафонова, снимались Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Олег Табаков…
Фильм "Автостоп" - самый неизвестный широкому зрителю фильм Михалкова. Он был снят по заказу итальянской автомобильной фирмы "Фиат" в качестве рекламного ролика.
Действие происходит в заснеженной России, где итальянский автогонщик Сандро проводит испытания новой модели автомобиля. На безлюдной дороге его останавливает беременная женщина (Нина Русланова), которой срочно нужно в роддом, вскоре их догонит на мотоцикле ее муж (Владимир Гостюхин).
В пути оба рассматривают сияющие детали заморского чуда, восхищаясь совершенством конструкции "фиата". А когда по дороге героиня испытывает родовые схватки, выясняется, что и на этот случай в диковинной машине имеется все необходимое. В Италии фильм был выпущен как рекламный в сокращенном варианте, для России режиссер смонтировал игровую картину среднего метража.
"Пять вечеров" сняты по бессмертной пьесе Александра Володина - драматурга, одним из первых выведших на сцену ничем не примечательных, казалось бы, "рядовых" людей.
Двое вновь встречаются после военной разлуки в тесном пространстве коммунальной квартиры: Ильин и Тамара, женщина, как говорят, "неустроенная", одинокая и давно расставшаяся с надеждами обрести нормальную жизнь, - ожесточившаяся. В фильме три настоящих жемчужины: актерский дуэт Людмилы Гурченко и Станислава Любшина и атмосфера времени, любовно в мельчайших деталях воссозданная режиссером, оператором Павлом Лебешевым и художниками Александром Адабашьяном и Александром Самулекиным.
Награжденный премией "Оскар" фильм "Утомленные солнцем" впервые был показан на Каннском кинофестивале, где получил Гран-при, уступив "Золотую пальмовую ветвь" Квентину Тарантино.
Как всегда у этого режиссера, изобилующий звездами фильм нес отпечаток своего времени, когда в печати появлялись все новые разоблачительные документы о сталинских репрессиях: в одном из самых выразительных эпизодов герой грезит о том, как он мстительно макнет генералиссимуса лицом в кремовый торт. Героя - бывшего любимца Сталина, павшего жертвой очередных "чисток", комдива Котова - играл сам Никита Михалков.
Заканчивается фильм патетической сценой, где люди в черном увозят избитого комдива, а над дорогой, как символ 30-х, встает циклопический портрет Сталина.