
Как всякий провинциальный город-миллионер Самара, а стала она таковым еще в 1967 году, любит рекорды. Здесь самая большая площадь Европы - имени Куйбышева. Самая протяженная на Волге набережная. Самый высокий в России железнодорожный вокзал, занесенный в Книгу рекордов России, - его купол взметнулся ввысь на 101 метр.
И именно отсюда, точнее, с привокзальной площади, я отправляюсь на экскурсию по культурным местам города вместе с учащимися одной из самарских гимназий. По тем самым, мимо которых мы все ежедневно ходим, но редко замечаем и еще меньше о них знаем. "Лицом к лицу лица не увидать", - метко заметил поэт Есенин, тоже, кстати, бывавший в нашем крае, и был прав. Чтобы увидеть большое на своей малой родине, и был задуман федерально-просветительский проект для школьников, который реализуют Агентство развития внутреннего туризма, Российский фонд культуры при поддержке Минкульта РФ. Самарская область стала его пилотным регионом. Координатор проекта в области - туроператор "Профцентр" при поддержке самарского минтуризма.
Экскурсия по жизни
Отправной точкой новой, специально разработанной для этого экскурсии железнодорожный вокзал стал не случайно, ведь ребята приезжают на культурный вояж со всей области. Всего за время реализации проекта в нем поучаствуют 3000 человек. А пока нас в автобусе - 40. Чтобы не затеряться на многолюдных улицах, а заодно и раскрасить дождливый день, каждому выдали солнечный шейный платок.
Кстати, тему каждый регион-участник выбирает сам: что ему дорого, что хочется сохранить и посеять в умах и душах грядущих поколений. В Самаре говорили о "Бурлаках на Волге" Репина, о купцах-меценатах (Константине Головкине, династии Шихобаловых, Альфреде фон Вакано), внесших большой вклад в культуру, а по сути заложивших коллекцию Самарского художественного музея. Сегодня это одно из крупнейших региональных собраний.
А вот всемирную известность этой коллекции принесла маленькая женщина, Аннэта Басс, возглавлявшая самарский музей почти 50 лет. Маленькая она была только по росту (ниже 150 сантиметров), а по силе духа - атлант.
Атлантов самарских (дом по проекту Щербачева) она тоже спасала. Музей Репина в селе Ширяево открыла. Спасла от уничтожения коллекцию русского авангарда, а новое здание под художественный музей из-под тогдашнего горкома КПСС "высидела". Именно так - высидела, приходила в освободившийся от коммунистов особняк в историческом центре города, запирала двери и ночевала в нем, чтоб никто не занял. А параллельно писала письма на самый верх, что важнее и ценнее культуры ничего нет - ни денег, ни партий. Ее услышали, и памятник архитектуры начала XX века в 1989 году передали музею.
Образ города создают люди
"Я хочу показать вам Самару с необычного ракурса: не кто построил тот или иной дом, кто там жил и что с ним происходило, а показать целый город как искусство", - с такого многообещающего приветствия начала свой рассказ экскурсовод Анастасия Силина.
Но рассматривали ли мы в окна автобуса центральную площадь города, гуляли ли по волжской набережной или обсуждали афишу городских галерей (сегодня в одной из них проходит первая в стране посмертная выставка Зураба Церетели), разговор все время выходил на судьбу Аннэты Басс.
"Она просто вписала Самару в мировую художественную культуру! - так сказал о ней кинодраматург и краевед Борис Кожин. - Для этого маленькой женщине понадобилось совершить множество подвигов и прожить целую жизнь. Будем же благодарны, потомки, этому человеку - она старалась для каждого из нас. И даже наши дети и внуки, родившиеся уже после ее смерти, пользуются плодами ее трудов".
Спасение авангарда
Лауреат Госпремии РФ, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Самары и Самарской губернии. В этом городе Аннэта Басс родилась и выросла, окончила искусствоведческое отделение Ленинградского госуниверситета, позже стала самым молодым директором музея Советского Союза, ей было всего 25 лет. Благодаря ей самарский музей не только сохранил ценнейшие произведения искусства и расширил коллекцию. Портреты Рокотова, Боровиковского, Тропинина, Архипова, Фешина, пейзажи Лебедева, этюды Сурикова. Искусство XVIII-XIX веков, искусство Востока - в основе всех этих коллекций картины, собранные Басс. И все же сегодня все больше говорят о Репине.
Выходим с экскурсантами у единственного в России памятника картине "Бурлаки на Волге" на самарской набережной. Фигуры - точные копии репинской картины - изображены на перевернутом баркасе, который они и тянут. Фон картины естественный - сама Волга. Эта бронзовая скульптурная композиция местного художника Николая Куклева была установлена здесь в честь 170-летия со дня рождения Репина, в 2024 году. Аннэты Басс тогда уже не было в живых. Но, словно и с небес, она продолжала укоренять тему Репина на Самарской земле.
Смотрим сквозь раму на картину, и где-то там за пеленой дождя, выше по течению - живописное Ширяево. При ее непосредственном участии там был открыт Дом-музей И. Е. Репина, который в 1870 году приезжал к настоящим бурлакам на Волгу. А вскоре в этот новый музей она стала приглашать на экзотические "сельские" вернисажи самых модных столичных звезд. Они ей отказать не могли - место стало известным. Сейчас в Ширяево проходит уже международный биеннале современного искусства. Конечно, это не Венецианский биеннале, а Самарский музей - не "Гуггенхайм", но технологии успеха те же: открытость новому, изобретательность, смелость и энтузиазм.
Смелости Аннэте Басс было не занимать. В 2000 году, когда получала в Кремле Госпремию, то пригласила Владимира Путина приехать в музей Ильи Репина. И президент приехал. Это был его первый визит в Самарскую область, в столицу губернии он не заезжал, а вот экскурсию Аннэты Яковлевны слушал с интересом.
Примечательно, что именно к тому визиту за одни сутки к Ширяево проложили асфальтированную дорогу, которой село пользуется и поныне. Иногда местные жители бурчат: дескать, слишком много сюда людей стало приезжать, а как напомнишь им про дорогу, то благодарно улыбаются.
Благодарны ей и ценители авангарда, коллекция которого в Самарском художественном музее одна из богатейших. А ведь этим полотнам было предписано уничтожение. В непростые 1950-е молодой музейный работник спасла от уничтожения 440 картин русского авангарда. Где и как она их прятала, уже вряд ли кто узнает.
В одном из интервью Аннэта Яковлевна говорила, что ей всегда претили какие-либо запреты, она вдоволь нахлебалась цензуры в советское время. Рассказывала, как в 1953 году, когда она поступила на работу в музей, вышло постановление уничтожить все работы авангардистов, которые были в коллекции с 1920-х годов. Но на свой страх и риск музейщики их сохранили. "У меня целый чемодан материалов по первым годам советской власти", - хвасталась директор.
Сегодня это кажется дальновидностью менеджера - именно русский авангард составляет сейчас самую твердую "валюту" на мировом музейном рынке. Работы Самуила Адливанкина, Казимира Малевича, "бубновалетовцев", путешествующие по зарубежным выставкам, прославляют самарский музей.
Ритм города
Еще часа три назад гимназисты в нашем автобусе почти ничего не знали про Константина Головкина, но его прекрасную дачу со слонами на Волге вспомнили все. Им мало что говорили и имена самарских купцов Шихобаловых. Только удивлялись, слушая экскурсовода: "Сам коллекцию дорогих картин отдал городу после революции. Это же состояние!". Да и имя Аннэты Басс многие слышали впервые. Но уже у ее портрета в художественном музее охотно обменивались мнениями друг с другом.
"В хорошем городе живем, красивом. Есть что посмотреть и друзьям показать. Но главное - мы еще успеем посмотреть "Бурлаков". Картина всего третий раз покинула Русский музей, из них два - чтобы побывать в Самаре", - поделился один из гимназистов, не упустив возможность сделать на очередной красивой остановке экскурсии дюжину кадров на смартфон.
В тему
В одном из последних интервью Аннэта Басс поделилась, что в последнее десятилетие много времени отдавала музею в Ширяево. Ей нравилась бесхитростная жизнь села. Любила траву-мураву, рыжих петухов, чай с мелиссой, плавала в Волге, радовалась красоте Жигулей. Также она путешествовала, фотографировала, читала книги: "Дома у меня очень много книг. Раньше я любила читать Чехова, Ромена Роллана. Но с годами все больше отдаю предпочтение мемуарам, так или иначе связанным с моей работой".
На последний вопрос того интервью "Что вы любите, Аннэта Яковлевна?", она ответила: "Людей". Да, она умела общаться, была увлекательным собеседником, наслаждалась общением.