Как сообщает Минпромторг, маркировка будет вводиться поэтапно. То есть у всех участников рынка - от производителей продукции до магазинов - есть время подготовиться. С 1 марта 2026 года начнется регистрация участников оборота в системе маркировки "Честный знак", с 1 августа введут обязательную идентификацию мясопродуктов (включая субпродукты, а также изделия из мясного жира), а с 1 октября - еще и колбасных изделий.
- Давайте начнем с того, что при таком раскладе может получить потребитель? В качестве примера возьмем обязательную маркировку молочной продукции. По аналогии с ней, насколько я понял, будет внедряться идентификация и продуктов из мяса. Товар не смогут пробить на кассе, если у него истекший срок годности. Кто покупает молочку, знает: иногда берешь баночку со сметаной или йогуртом по скидке, а на кассе - стоп, товар не проходит. Соответственно и просроченная упаковка сосисок не пройдет, - говорит Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей РФ.
Однако он сомневается, что маркировка сильно повлияет именно на качество товара. Опять-таки по аналогии с молочкой. Все равно остались недобросовестные производители, предлагающие под видом сливочного масла совсем иной продукт, свидетельство чему - и наше разочарование в товаре, и результаты контрольных закупок, появляющиеся в СМИ.
Того же мнения придерживается Елена Козьякова, руководитель Центра независимой потребительской экспертизы.
- К сожалению, маркировка - еще не гарантия полной безопасности продукта (он может быть несвежим, неправильно хранящимся). К тому же сам процесс требует закупки оборудования, трудового ресурса. И, увы, нет гарантии, что кто-то из недобросовестных производителей не станет наклеивать липовые марки, - считает она.
Что касается самих производителей мясной и колбасной продукции, то менее всего возможная маркировка затронет крупные предприятия и холдинги, которые смогут достаточно безболезненно в финансовом плане закупить соответствующее оборудование. Эксперты обращают внимание: для мелких производителей это вообще может оказаться непосильной задачей и существенно осложнит работу, к тому же закупка оборудования и прочее приведет к удорожанию продукта. Сможет ли небольшое предприятие конкурировать с гигантами, у которых априори более гибкая ценовая политика?
Сами предприятия к нововведениям пока относятся осторожно.
- Считаю маркировку избыточной и несвоевременной мерой, ведущей к росту цен и барьерам для бизнеса. Мясная отрасль включает тысячи наименований продукции, разные виды упаковки и короткие сроки годности, что делает внедрение маркировки дорогостоящим и сложным. ФГИС "Меркурий" уже обеспечивает прослеживаемость. "Честный знак" создает избыточную нагрузку, не решая проблему фальсификата на этапе производства. Модернизация оборудования и IT-инфраструктуры неподъемна для малого и среднего бизнеса, особенно для традиционной розницы (рынки, лавки). На фоне роста налогов маркировка увеличивает риски банкротства производителей. Введение маркировки в текущем виде приведет к росту цен и вытеснению легальных производителей малого и среднего бизнеса, - считает Татьяна Злобина, член правления Национального союза мясопереработчиков, руководитель компании "МитСтар".
Что касается торговых сетей, то в них особых проблем, связанных с продажей колбасы с маркировкой, не видят.
- Введению обязательной маркировки всегда предшествует эксперимент, который позволяет заранее отработать все необходимые бизнес-процессы. Компании, входящие в нашу ассоциацию, с 1 марта будут готовы принимать маркированные колбасные изделия. Считаем, что система маркировки - эффективный инструмент контроля легальности происхождения товара и защищает компании от неправомерной сделки. Есть возможность получить информацию о происхождении товара, декларации или сертификате соответствия. И, в принципе, отсутствие маркировки на товаре является сигналом для предпринимателя. Потребитель же защищен от сомнительной продукции при покупке маркированных товаров - именно из-за проверки товара в системе маркировки в момент продажи, - поясняет Анна Орлова, сопредседатель цифрового комитета АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли).
Однако пока что речь идет все-таки о проекте, а не окончательном решении. Возможно, в него будут внесены коррективы.
Что касается предприятий, находящихся на территории Ленинградской области, то они смогут рассчитывать на помощь государства. Как сообщили "РГ" в комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу области, после введения федеральной программы маркировки мясной продукции планируется рассмотреть дополнительные меры господдержки. Сейчас действует поддержка в форме компенсации затрат на приобретение маркировочного оборудования для предприятий молочной промышленности.