Из скважины рекой по трубам

Тихорецкие нефтетранспортники отметили 50 лет филиала
Несмотря на интенсивное внедрение искусственного интеллекта во все отрасли производства, цифровой помощник никогда не затмит инженерную мысль - в этом уверен большой коллектив Тихорецкого районного управления магистральными нефтепроводами (ТРУМН) АО "Черномортранснефть", отмечающий в этом году приятную круглую дату - 50 лет!
На объектах компании проведена масштабная реконструкция магистралей, технологических узлов и агрегатов, резервуарной емкости
На объектах компании проведена масштабная реконструкция магистралей, технологических узлов и агрегатов, резервуарной емкости / Пресс-служба АО "Черномортранснефть"

Ведь только человек способен выйти за рамки стандартных действий при решении самых непростых задач. И история становления предприятия по транспортировке нефти в кубанском городе Тихорецке, чье бурное развитие с конца 90-х немыслимо без консолидации знаний и умений разных специалистов, являет тому яркий пример.

Если быть точным, то перевалочный участок был создан в 1963 году в составе Краснодарского нефтепроводного управления, а вот свой нынешний статус в качестве районного управления получил уже в 1975 году. Тогда в его состав вошли четыре нефтеперекачивающие станции, в том числе "Тихорецкая", два аварийно-ремонтных пункта и приемо-сдаточный пункт "Лисичанск". Сейчас же ТРУМН эксплуатирует магистральные нефтепроводы общей протяженностью свыше двух тысяч километров и объединяет 13 структурных подразделений, расположенных в шести регионах страны.

- Наша задача - обеспечивать непрерывную и, самое главное, безопасную работу по перекачке черного золота, - поясняет начальник Тихорецкого РУМН Сергей Колодин. - С этой целью в последние годы мы провели на объектах масштабную реконструкцию магистралей, технологических узлов и агрегатов, резервуарной емкости. Это также позволило нарастить объемы перевалки сырья на внутренний рынок и на экспорт. Кроме того, в рамках проекта "Юг" реализовали проектные решения, благодаря которым удалось начать транспортировку дизельного топлива класса Евро-5 на экспорт через порт Новороссийск.

Работа была проведена действительно колоссальная. Судите сами, в 2020 году, что называется, вдохнули вторую жизнь в действующие нефтеперекачивающие станции северного направления, проведя их техническое обновление. В рекордно сжатые сроки был введен в эксплуатацию резервуар с плавающей крышей на ЛПДС "Тихорецкая". Емкость не просто увеличила потенциал для приема сырья, дело в том, что конструкция плавающей крыши значительно снижает потери хранимого продукта и, как следствие, минимизирует вредные выбросы в окружающую среду.

Главная задача нефтетранспортников - обеспечивать непрерывную и безопасную работу по перекачке черного золота

В течение нескольких лет - до 2024 года - на предприятии была выполнена замена линейной части магистральных нефтепроводов протяженностью более 18 километров на участках с длительным сроком эксплуатации. Также было обновлено более 12 единиц основного энергетического оборудования, влияющего на надежность работы всей нефтепроводной системы, заменено шесть магистральных насосных агрегатов и более 60 единиц запорной арматуры.

Диагностика основного и вспомогательного оборудования на предприятии - тема для отдельного разговора. Если кратко, то в основе обеспечения безопасности производства лежит принцип предупреждения сбоев эксплуатируемого оборудования. Работы ведутся по трем направлениям: техническое обслуживание, диагностическое обследование и планово-принудительный ремонт механизмов.

- Вкупе с традиционными методами диагностики, такими как визуально-измерительный контроль или ультразвуковое исследование, на предприятии применяется и вовсе уникальный способ определения технического состояния магистральных трубопроводов, причем без остановки их работы, - внутритрубное обследование инспекционными приборами, - продолжает Сергей Колодин. - Устройства из отечественных комплектующих выпускает дочернее предприятие компании "Транснефть". Прибор, перемещаясь в потоке, сканирует внутренние стенки металла ультразвуковыми и магнитными датчиками. Таким образом, выявляются те или иные дефекты, которые сразу интерпретируются программным комплексом и наносятся на графическую проекцию трубопровода. Затем эксплуатационные службы, получив на руки отчет об итогах такого обследования, уже планируют работы по устранению выявленных дефектов. В общем, как вы, наверное, заметили, наша работа одновременно важная и очень интересная.

Главным достоянием предприятия являются, конечно же, люди и их достижения. В Тихорецком РУМН трудятся более 1700 высококвалифицированных работников. Коллектив дружный, сплоченный. Но и в нефтепроводной отрасли, как и в других сферах, актуален кадровый вопрос - как привлечь профессионалов? Сергей Васильевич поясняет, что задача номер один - сохранение уже сложившейся большой команды. И в этом направлении принимаются эффективные меры - конкурентная заработная плата, корпоративная культура, совершенствование социальной политики, каждому работнику стараются обеспечить индивидуальный подход.

- В 2024-2025 годах в рамках реализации инвестиционной программы в структурном подразделении было введено свыше 150 дополнительных рабочих мест, а это, поверьте, было непросто, - подытоживает начальник Тихорецкого РУМН. - На мой взгляд, значимую роль в формировании и укреплении связей в коллективе играют различные мероприятия: летние и зимние спартакиады, конкурс "Лучший по профессии", который дает реальную возможность талантливым сотрудникам рабочих профессий показать свои навыки, умение и мастерство. А для многих участников он становится трамплином для дальнейшего карьерного роста.

Еще один вопрос - как готовить специалистов уже со школьной скамьи, да так, чтобы толковые выпускники профильных техникумов и вузов, придя на производство, спустя время не сорвались с места в дальнейших поисках себя? И здесь тоже есть чем хвалиться. Компания тесно взаимодействует с ведущими профильными вуза- ми - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина в Москве и Кубанским государственным технологическим университетом, где ребята обучаются по целевым направлениям. Абитуриент заключает соглашение с предприятием и после получения диплома обязан отработать на нем по специальности не менее трех лет.

А освоиться новичку на производстве помогает система наставничества - опытный мастер формирует индивидуальный план работы, в первую очередь знакомит со структурным подразделением, системой трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, предоставляет доступ к необходимой информации - регламентам, положениям и инструкциям.

В коллективе Тихорецкого районного управления магистральными нефтепроводами трудятся более 1700 высококвалифицированных специалистов. Фото: Пресс-служба АО "Черномортранснефть"
Когда важно пойти "в обход"

Значимая страница истории филиала в Тихорецке началась, как ни удивительно, на стыке веков, ведь именно тогда был восстановлен магистральный нефтепровод "Грозный - Баку", разрушенный из-за вспыхнувшего военного конфликта в Чеченской Республике. Одновременно специалисты разработали проект обратной перекачки азербайджанской нефти в сторону Тихорецка. Для его реализации была возведена НПС "Сулак" мощностью перевалки нефти 2,2 миллиона тонн в год. Транспортировка топлива осуществлялась шестью магистральными насосными агрегатами, которые питали четыре дизель-электрические станции по 630 кВт каждая.

Однако вскоре на Северном Кавказе вновь стало неспокойно, незаконные врезки в трубопровод приобрели массовый характер, так что от привычного маршрута пришлось отказаться. Предложено оптимальное решение - построить "обводной" участок, минуя территорию Чечни (к работам, по воспоминаниям специалистов, приступили в ноябре 1999 года, а завершили в апреле 2000-го, хотя по нормативам проект предусматривал сроки до 1,5 года). Тогда же заложили магистральную насосную станцию "Махачкала" и дополнительный нефтепровод, благодаря чему удалось возобновить перекачку азербайджанской нефти, а также начать транспортировку туркменского и казахстанского сырья, поступающего по Каспийскому морю для поставок на экспорт.

А в 2001 году приступили к еще более значимому проекту - сооружению магистрального нефтепровода "Суходольная - Родионовская" протяженностью 259 километров в обход территории Украины. Его назначение - увеличение экспортного грузопотока российской нефти из Самары в порт Новороссийск. Опять же управились быстро - за 12 месяцев. Причем такие искусственные преграды, как автомобильные и железные дороги, удалось преодолеть методом прокладки "Труба в трубе".

Реклама, АО "Черномортранснефть", ИНН 2315072242
erid: F7NfYUJCUneTTTBRCSpJ