
В любом крупном городе есть свой пешеходный Арбат - своего рода визитная карточка: место максимальной концентрации исторических зданий и дорогих витрин, паломничества туристов и тусовок творческой молодежи. В Екатеринбурге это улица Вайнера. До 1919 года она звалась Успенской в честь храма Успения Богородицы, а вот торговое назначение за почти 300 лет не меняла. До революции там размещались магазины купцов и товарная биржа, в советский период - ЦУМ и "Пассаж", а в 1990-е все свободное пространство заняли киоски и павильоны. Со временем их снесли, продавцов переселили на первые этажи зданий. Каждый предприниматель стремился как-то выделить свою точку - в меру личного представления о прекрасном.
Последняя крупная реконструкция территории случилась в 2003 году, дальше было несколько попыток благоустройства: появились уличные скульптуры, новые лавочки, огромный медиаэкран, который к 300-летию Екатеринбурга подарил один из местных олигархов. Но во всем этом нет концептуальности, будто картину рисовали разные художники в разных стилях, на что обратили внимание и участники фестиваля креативных индустрий в 2025 году.
- Общие проблемы на участке между улицами Ленина и Малышева: много рекламы, звуковой и визуальный шум, скопление маргинальных элементов, отсутствие зонирования. В итоге складывается ощущение хаоса, - подчеркнула архитектор Анна Субботина.
Похоже, заметил шум-гам и новый губернатор Свердловской области Денис Паслер. Он поручил главе Екатеринбурга принять меры, чтобы эта часть города соответствовала всем стандартам главной пешеходной улицы столицы региона, добавив, что к проекту может подключиться бизнес.
Мэрия анонсировала старт работ в следующем году. За основу взяли предложение "Открытого консорциума", победившее еще в 2021-м в онлайн-голосовании. Зодчие видят улицу Вайнера как место для продвижения уральских брендов, поэтому заложили единый подход к фасадам, прогулочной зоне с буферными площадками для озеленения и местами отдыха.
Как рассказал на форуме 100+ TechnoBuild заместитель директора городского департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Алексей Черноскутов, на первом этапе обновят 16 зданий, девять из которых являются объектами культурного наследия. Для домов № 8 и 9а разработаны паспорта фасадов - на эти документы согласно муниципальным правилам благоустройства должны ориентироваться собственники и управляющие компании. Сотрудникам районной администрации предстоит установить всех правообладателей вывесок на этих объектах, встретиться с ними и разъяснить, что именно необходимо сделать, чтобы не получить предписание об устранении нарушений.
Не сказать, что новость для бизнеса прозвучала как гром среди ясного неба: паспортизацию фасадов в Екатеринбурге запустили еще при подготовке к чемпионату мира по футболу. Правда, идет она неспешно, за 10 лет утвердили 2844 документа. В них прописаны требования к внешнему виду конструктивных элементов, цвету стен, отделочным материалам, размещению декоративных элементов и дополнительных устройств, к примеру, блоков кондиционеров. Также действует приказ минцифры Свердловской области от 2023 года: любая новая вывеска, в том числе на "беспаспортных" зданиях, должна согласовываться на стадии дизайн-проекта (заявления рассматривают комиссии в муниципалитетах).
Для исторической части Екатеринбурга дизайн-код регламентирован отдельно, распоряжением городского департамента архитектуры от 2023 года. В частности, вывески там разрешается крепить только на плоских участках фасадов, на уровне перекрытий между первым и вторым этажами, строго по горизонтали. Объемные светящиеся буквы и знаки следует размещать без подложки, при этом цвет и шрифт не должны перебивать стиль здания. Оговаривается даже высота конструкций, тип освещения (фоновое или контурное), сочетания цветов. Также запрещается дублировать вывески по периметру объекта.
Навскидку мало что этим правилам соответствует. Вот Вайнера, 9а - жилой дом, памятник конструктивизма, на первом этаже - полный "винегрет": комиссионка, пекарня, бар, ремонт часов, барбер-шоп. Вайнера, 8 - торговая галерея, перестроена из доходного дома купца Ижболдина в 1930-1940 годах. Стиль построже и вывесок поменьше, но раньше стрит-ретейл мог получить предписание разве что за явный вред памятникам или рекламу "запрещенки". Теперь предстоят серьезные перемены, и обрадуются ли владельцы помещений непредвиденным расходам? Анализ открытых источников показал: на изготовление вывески в Екатеринбурге может уйти до семи дней, за 12 плоских букв высотой 30 сантиметров без подсветки придется заплатить примерно 19 тысяч рублей, с подсветкой - 33,5 тысячи. Объемный вариант значительно дороже: без диодов - 43,5 тысячи, с ними - от 57 до 71 в зависимости от площади освещения. Добавим к этому стоимость услуги монтажа - в среднем 6500 рублей.
Причем в здании на углу Вайнера-Ленина придется, по всей видимости, еще и снимать с крыши медиаэкран (а полномочия по размещению наружной рекламы, заметим, переданы областному министерству по управлению госимуществом). В общем, посмотрим, что перевесит - стремление к гармонии или поступление в бюджет арендных платежей.
Татьяна Черткова, директор по развитию рекламно-производственной компании-участника Пермской ТПП:
- Появление колерных паспортов зданий - хорошая новость для пермского бизнеса. Во-первых, легче будет согласовать новый эскиз-проект оформления здания с городской администрацией. Во-вторых, не нужно искать дорогостоящее дизайнерское решение, достаточно воспользоваться вариантами, которые предлагает утвержденный документ. Нововведение, на мой взгляд, упорядочит цветовую гамму фасадов, что придаст краевой столице более гармоничный облик и, как следствие, привлечет больше туристов.
В Перми новые правила благоустройства, предусматривающие колерные паспорта фасадов, вступили в силу с первого сентября 2025 года. Они включают в себя понятие "гостевой маршрут", по которому можно добраться от аэропорта или железнодорожного вокзала до центра города: это шоссе Космонавтов, улицы Петропавловская, Куйбышева и некоторые другие.
Паспорт регламентирует цветовую гамму внешних стен и вывесок - они должны выполняться исключительно в белом или черном цвете на прозрачной основе с контурным, несплошным написанием. Использование фирменной палитры организаций допускается лишь на торцах зданий. Более того, документ предусматривает возможность демонтажа конструкций, не соответствующих новым правилам.
Первый колерный паспорт согласовали для торгового павильона на шоссе Космонавтов, 115: оттенки фасада - серо-золотистые и бежевые, вывески - белые. В мэрии отметили, что такое решение обеспечит единство архитектурного облика объекта и сформирует целостный ансамбль с находящейся поблизости печатной фабрикой "Гознак". Позже аналогичные документы появились у торговых центров "Верхние Муллы" и "Кольцо", а также здания на улице Качалова. В октябре к ним добавились объекты на шоссе Космонавтов 186, 188 и 244б, в которых расположены различные магазины.
Собственникам капитальных объектов предоставили переходный период: привести фасады в соответствие они должны до первого сентября 2026 года, у некапитальных срок куда меньше - до начала декабря 2025-го.