25.10.202519:39

Швыдкой оценил белорусский кинематограф и поделился мыслями о кино в целом

Когда высокую оценку белорусскому кинематографу ставит авторитетный российский искусствовед Михаил Швыдкой, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, его слова становятся особым знаком отличия достижений мастеров большого экрана Синеокой. На этот раз своим мнением он поделился с БЕЛТА во время первого заседания редакционного совета журнала "ЕврАзимут" в Москве.

Хотя в своих выражениях и на этот раз эксперт искусства на большом экране был краток, но традиционно эмоционален. "Белорусский кинематограф очень силен", - констатировал он.

"У него замечательная режиссура, прекрасные авторы. Много неплохих работ как поодиночке, так и совместно с российскими кинематографистами. Взять хотя бы "Брестскую крепость", которая произвела сильное впечатление", - признался Швыдкой.

По его мнению, кинематограф Союзного государства находится в таком состоянии, что было бы странно, если бы он не участвовал в кинопремии "Бриллиантовая бабочка". "Без кинематографа республики было бы трудно представить себе картину этого конкурса", - пояснил он.

Следует уточнить, что первое вручение открытой евразийской кинопремии "Бриллиантовая бабочка" пройдет в российской столице буквально через месяц - 27 ноября.

Поделился российский искусствовед и собственным мнением относительно важности сохранения художником честного кино во время, как он выразился, всего "одинакового и пластикового".

"Когда мы вспоминаем то советское кино, прежде всего "Летят журавли" или "Балладу о солдате", "Иди и смотри" или "Они сражались за Родину", то становится очевидным, что это были картины не столько про войну, сколько про людей в особых обстоятельствах. "И вообще - про людей. Поэтому они так эмоционально затрагивали", - убежден он.

Кстати, Швыдкой обратил внимание, что сейчас на экранах много ярких, зрелищных лент, в которых много авантюрной интриги. Но они, по мнению эксперта, скорее повторяют некие голливудские форматы, которые привыкли называть "экшн". "А мы привыкли к другому кино. Люди хотят смотреть про себя, про жизнь, переживания. Именно это важно", - добавил российский искусствовед.

Правда, при этом он не исключает, что повторить внешнюю форму можно, а вот наполнить ее внутренним содержанием значительно сложнее. Важно понимать, по его мнению, что и белорусский кинематограф связан с именами выдающихся писателей. Достаточно назвать хотя бы Василя Быкова. И российский кинематограф связан с именами больших писателей, которые начинали еще в конце 40-х годов.

Все авторы, которые объединены понятием "лейтенантская проза", - это люди, которые писали сердцем, кровью. Они не думали о маркетинге, который приведет или не приведет зрителя в кинозал", констатировал Швыдкой.

Очень к месту привел он слова советского и российского режиссера, сценариста, кинопродюсера Станислава Говорухина, с которым часто ходил в кинозалы. Видя, что на его картине не так много народу, кинорежиссер с горечью утверждал: "Мой зритель умер". То же самое говорил Феллини, напомнил Швыдкой. Он полагает, что уже пришло новое поколение зрителей, которые иначе воспринимают даже переключение с плана на план. Они не выдерживают длинных монологов и планов.

При этом был сделан акцент на том, что сам эксперт далек от представления о том, что "американское кино - это плохо. Оно прекрасно, но оно американское. А мы должны делать собственное кино", - подчеркнул он, приведя в подтверждение своих слов стихи Маяковского, который, обращаясь к подражателям, московским поэтам, советовал делать "под себя", а не "под Маяковского".

Словом, резюмировал российский критик киноискусства, "когда начинаешь делать фильм, надо думать не о маркетинге, а об искусстве, о жизни. Размышлять о том, что тебе больно. Сделать коммерческое кино - понятно как. Есть рецептура. А сделать фильм, который схватит за горло - этого не знает никто. Это настоящее искусство".

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться