За коллег вступился бывший секретарь одного из районных судов Санкт-Петербурга Александр Эйвазов, по жалобе которого статья 33 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" признана не соответствующей Конституции РФ.
В 2017 году Эйвазов стал фигурантом уголовного дела по обвинению в воспрепятствовании осуществлению правосудия с использованием своего служебного положения и сначала был признан виновным, но впоследствии суд апелляционной инстанции обвинительный приговор отменил. Полтора года экс-секретарь райсуда провел в знаменитом петербургском СИЗО N 1 "Кресты", откуда был освобожден как отбывший наказание, поскольку время содержания под стражей было засчитано, и уже на свободе добился отмены приговора.
При этом сначала Эйвазова содержали в "Крестах" в специальной камере для бывших сотрудников правоохранительных и судебных органов, а потом перевели в общеуголовную. И, по его мнению, лишение права на раздельное содержание под стражей ставит подозреваемых и обвиняемых бывших работников судебных органов в неравное положение с лицами, которые уже отбывают наказание.
Судьи КС РФ согласились с тем, что формулировка статьи 33 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" нуждается в уточнении. В настоящее время в ней указаны только лица, "являющиеся или являвшиеся судьями", и не включены работники аппаратов судов, включая бывших. - Вероятность возникновения и проявления негативного отношения - вплоть до угрозы причинения вреда жизни и здоровью - к работникам аппаратов судов, в том числе бывшим, в специфических условиях содержания под стражей сопоставима с таковой на стадии исполнения приговора, притом что только в последнем случае нормативно предписывается содержать соответствующих лиц отдельно, - отмечает КС РФ.
Законодателю надлежит внести необходимые изменения, а до тех пор сотрудникам системы исполнения наказаний следует руководствоваться позицией КС и обеспечить любым сотрудникам судейских аппаратов раздельное содержание.
Решения по делу Эйвазова о взыскании компенсации за нарушение условий содержания пересмотрят.