Режиссер Лев Додин: Подлинный театр - задевает всех, у кого есть душа

В Петербурге завершился театральный фестиваль "Балтийский дом". В этом году он стал юбилейным, 35-м по счету, и прошел под девизом "Место силы". За эти годы осенние встречи в Северной столице для любителей театра стали хорошей традицией и настоящим праздником, а в нынешнем сезоне фестиваль порадовал особенно яркой афишей: за две недели сыграли 16 спектаклей из Казахстана, Индии, Тибета, Бахрейна, Беларуси, России. Свои премьеры привезли столичные "Сатирикон", Театр им. Моссовета… А еще впервые в рамках "Балтийского дома" состоялся цикл "Действующие лица" - встречи с режиссерами, без которых невозможно представить отечественный (да и мировой) театр. Одним из гостей стал художественный руководитель МДТ - Театра Европы Лев Додин. О чем говорил мэтр? Записала корреспондент "РГ".
Лев Додин: Зритель переживает тревожное время и даже на Чехова реагирует совсем по-другому.
Лев Додин: Зритель переживает тревожное время и даже на Чехова реагирует совсем по-другому. / Предоставлено фестивалем Балтийский дом

Почему Малый драматический - Театр Европы

На волне послевоенного объединения стран великий режиссер Джорджо Стрелер создал Союз театров Европы. В нем сначала было шесть театров, потом девять, мы - Малый драматический театр - были десятыми, кого туда пригласили. В свое время Совет Европы присудил звание "Театр Европы" итальянскому "Пикколо", потом - парижскому "Одеону" и третьим нам. Этот титул подразумевал, что деятельность театра, который его носит, важна для всей европейской культуры, предполагал объединение европейской творческой интеллигенции. Собственно, так этот титул - по примеру коллег - вошел в официальное название театра, но, к слову, никаких привилегий он не дает. "Пикколо" и "Одеон" получили строчку в бюджете. Мы не получали - о чем грустим. Но для хорошей жизни денег всегда недостает, так что мы благодарны тому, что нам дают и что у нас есть.

Зачем театру успех

Успех для театра обязателен. Да, неудачи нужны - они заставляют задуматься. Но именно удачи окрыляют и толкают вперед. Мы объехали с гастролями почти все континенты. Что это дало? В первую очередь - чувство собственной нужности.

Что такое "формула шофера"

За границей я всегда любил приглашать на спектакли случайных людей, без билета. Например, таксиста, который меня подвез, официанта, который обслуживал столик. Сначала реакция всегда одна и та же: "Ой, я в театр не хожу", но как только узнают, что бесплатно, - разговор сразу меняется. И потом мы со многими подружились, кто-то ждал меня у выхода, чтобы поделиться впечатлениями…

Мы недооцениваем, какое значение имеет наша работа. Я уверен, что государство недооценивает значение театра - прежде всего как вочеловечивающего инструмента. В театре человек чувствует себя личностью - для него играют спектакль. И в то же время обнаруживает, что он не одинок - с ним вместе одни и те же эмоции переживают герои на сцене, люди в зрительном зале.

Один молодой шофер посмотрел нашего "Дядю Ваню". Мы ехали обратно, и я стал его расспрашивать - что он думает об увиденном? Отвечает: "Я не знаю, как объяснить". Но я его пытал-пытал, и тогда он сказал: "В спектакле каждый персонаж рассказывает о себе, и эта исповедь - все то же, что испытываю я, только я стесняюсь об этом говорить, а оказывается - об этом даже пьесы пишут! Я почувствовал себя не таким одиноким".

Кого задевает настоящий театр

Один из наших самых сложных спектаклей - "Жизнь и судьба". Как-то мы играли его в Старом Осколе. Там нет театра, есть Дворец культуры, а надо понимать, что на гастроли мы всегда везем спектакль целиком - в любом другом городе играем, как в Петербурге, как в Париже… Хорошо помню: лето, июль, все цветет - какое дело рабочим до сталинских трагедий? Честно - мы волновались больше, чем на парижской премьере. Но сколько же людей ко мне подходили после спектакля, делились впечатлениями - и какой интересный это был разговор! Серьезный театр, подлинный театр - задевает всех, у кого есть душа. А душа есть у гораздо большего числа людей, чем мы думаем. Конечно, зритель меняется. Он переживает тревожное время - и даже на Чехова реагирует по-другому, очень остро и болезненно.

Почему театр - всегда экстрим

Я убежден: театр - одна из самых экстремальных профессий на земле. Да, там не гибнут, как на Эвересте, но, признаюсь, иногда на премьере смотрю - выходит артист на сцену, и думаю: "Какой он смелый!" Ведь сначала с ним один на один - темная, звериная пустота, и вот так выйти и начать эту пустоту приручать… Это огромное напряжение. Плюс всегда можно заниматься чем-то более спокойным, потому что театр требует тебя от утра до утра. Поэтому театр - нескучное занятие. А если устал - иногда надо просто сделать паузу и посмотреть вокруг себя.

Паустовский хорошо говорил о том, что человек должен созерцать, если он не умеет созерцать, он не человек. Так что иногда надо просто отойти в сторону и посмотреть, как деревья растут, посмотреть на мир.

Все-таки что такое талант

Талант - это личность. Богатая, способная нервно и чувственно-интеллектуально воспринимать жизнь. Все разговоры о том, что артист может быть глупым, но талантливым, - это неправда, потому что со сцены можно транслировать только мощь собственной личности. Я работал с великими мастерами - с Иннокентием Смоктуновским, с Олегом Борисовым. И то, что мы видели с ними в кино, в театре, - это только верхушка айсберга по-настоящему мощной, глубокой личности.

Подлинный театр - задевает всех, у кого есть душа. А душа есть у гораздо большего числа людей, чем мы думаем

Конечно, талантливая личность должна обладать рядом свойств. Она должна желать играть, но каждый человек хочет играть - театр у нас в крови. А вот быть заразительным в этой игре - это уже свойство актерского таланта. Как и любовь к работе: ленивый, но талантливый - тоже ложь.

Но главное все равно - личность. Когда мы принимаем в институт, сначала ребята читают, играют, двигаются, а потом идет целый ряд разговоров. И на этих разговорах часто представление меняется полностью: пока танцевал - был человеком, стали говорить - и ничего, пшик.

Кстати

В своем 81-м сезоне МДТ - Театр Европы представит две премьеры на Основной сцене: Лев Додин ставит "На дне" (это первое обращение мастера к драматургии Горького), а Молодая студия Льва Додина выпустит "Слово-движение" - на основе прозаического текста Марины Цветаевой "Мой Пушкин" и хореографической постановки педагога Юрия Василькова "Танцуем танго". Кроме того, театр начнет работу над сочинением спектакля о Шостаковиче - не столько о музыке, сколько о судьбе гения в трагические времена.