Но что же мешает нам искать новые знания и ощущения? Чаще всего это психологические барьеры и социальные установки: "вдруг не получится справиться с учебной нагрузкой после долгого перерыва или окружающие поднимут на смех наше желание вернуться за парту?"
А еще есть внутренние сомнения: вдруг придется отказаться от встреч с друзьями по выходным и кино по вечерам, нужно будет куда-то ездить и снова зубрить, а память уже не та...
"Не надо, не придется, не потребуется!" - скажем мы сомневающимся. Система образования за последнее время сильно изменилась: онлайн-платформы делают знания доступными для всех, а гибридные форматы обучения позволяют совмещать теорию и практику в удобное время.
В этой статье мы развеем мифы об обучении во взрослом возрасте и расскажем, как сделать этот процесс наиболее эффективным. Учиться с увлечением можно не только в подростковом возрасте.

Содержание:
Зрелый возраст - а по современным понятиям, это от 35 до 70 лет - время полного расцвета личности, когда человек способен реализовать весь свой потенциал и достичь максимальных успехов в различных сферах жизни. Он уже обладает ключевыми коммуникативными и профессиональными навыками, несет ответственность за свои решения и поступки. При этом он почти всегда знает, чего хочет, и для чего ему нужны новые знания.
В зрелом возрасте мозг все еще способен к нейропластичности. Способность мозга создавать новые нейронные связи, т.е. усваивать новый материал, сохраняется во взрослом возрасте. Да, эти процессы с годами замедляются по сравнению с юностью. Но современные исследования неоднократно опровергали ранее существовавшее мнение о том, что взрослый мозг практически утрачивает способность к изменениям.

Современные нейробиологи поясняют, что если в подростковые годы мозг подобен мягкой глине, легко поддающейся формированию, то в зрелом возрасте он больше похож на уже частично застывшую субстанцию.
А при получении новых знаний как раз и происходят эти устойчивые биологические изменения в структуре мозга, то есть, осваивая новые знания, мы омолаживаем свой мозг. Кроме приобретения новых навыков это дарит нам прекрасную возможность поддерживать когнитивные функции мозга до самой старости и снизить риск деменции. Обучаясь в зрелости, мы молодеем.
Еще один довод в пользу обучения в зрелом возрасте - это умение систематизировать и обобщать полученный материал. В результате новые знания кирпичиками встраиваются в уже имеющуюся целостную систему мироздания и новой профессии.
К тому же взрослый человек редко учится "для общего развития", как это бывает с молодежью, он всегда знает, для каких практических целей ему нужны дополнительные навыки. Новые компьютерные программы - чтобы быстрее справляться с рабочими заданиями и помогать ребенку-школьнику. Водительские права - чтобы ездить на дачу и вывозить оттуда собранный урожай. Знания первой медицинской помощи - чтобы поправить собственное здоровье и помочь близким.

С возрастом благодаря накопленному опыту поведение человека становится более осознанным. Он лучше понимает свои эмоции и чужие мотивы, более объективно оценивает ситуацию, принимает взвешенные решения.
У взрослых гораздо лучше, чем у молодежи, развита волевая сфера, а значит, и способность к преодолению трудностей. Они не пасуют перед неудачами, а извлекают из них опыт, на котором вновь учатся.
Взрослый человек:
С годами повышается и стрессоустойчивость, столь полезная при сдаче тех же экзаменов, что можно смело засчитывать еще одним баллом к вашим грядущим оценкам.

Учиться в зрелом возрасте помогают:
"У взрослого человека лучше развита рефлексия, которая помогает анализировать опыт и делать выводы. Наработанные за жизнь социальные связи продолжают укрепляться, создавая надежную поддержку как в образовательной, так и в профессиональной сфере. Человеку, получившему новый диплом в 30 и 40 лет, будет проще найти новую работу как в кадровых агентствах, так и через знакомых. К тому же с личностным ростом повышается и эмоциональный интеллект, который позволяет чувствовать не только себя, но и окружающих людей. А это уже мудрость. Так что, занимаясь самосовершенствованием, человек не только умнеет, но и мудреет", - говорит психолог Ирина Зорина
В 35-50 лет (границы все время сдвигаются) человек переживает период переосмысления жизни, который часто сопровождается размышлениями о смысле существования, достижениях и планах на будущее. Нередко появляются мысли о бесцельности бытия и даже депрессия.
Учеба в зрелом возрасте не только формально возвращает человека за "парту", наполняет его ощущениями юности, но и насыщает жизнь новыми смыслами. Таким образом, образовательный процесс является эффективным средством преодоления кризиса благодаря сразу нескольким факторам:
Процесс обучения оказывает положительное воздействие на психику человека:
Образование воздействует на человека через несколько важных каналов:
"Конечно, пик обучаемости приходится на возраст 18-25 лет, когда наблюдается наибольшая гибкость мышления и восприятия. После 25 лет способность к обучению постепенно снижается примерно на один процент ежегодно. Но это средние показатели, и зависят они не столько от наследственности, сколько от образа жизни - рациона питания, физической активности, постоянной потребности учиться новому. Образование в зрелом возрасте, и это доказано наукой, замедляет процессы старения мозга, поддерживает высокий уровень когнитивных функций, способствует развитию вербальных навыков, помогает сохранять профессиональную активность, оставаться востребованным и счастливым", - подтверждает психолог Ирина Зорина.
Важно отметить, что эффект образования не снижается с увеличением числа лет обучения - каждый последующий год учебы приносит такую же пользу, как и предыдущие. Это делает непрерывное образование одним из ключевых факторов активного долголетия.


Помните, что обучение требует времени и усилий. Главное - сделать первый шаг и неуклонно следовать установленному плану.
Внутренняя мотивация играет ключевую роль в достижении устойчивого развития и высокой продуктивности, поскольку она основана на личных интересах, удовлетворении от процесса работы и стремлении к самореализации, а не на внешних поощрениях. Это позволяет преодолевать трудности, укреплять уверенность в своих силах, получать больше удовольствия от профессиональной деятельности и принимать более обоснованные решения на долгосрочную перспективу.

Вознаграждение за достижения играет ключевую роль, так как оно повышает мотивацию, повышает самооценку, закрепляет позитивные модели поведения и помогает преодолевать препятствия на пути к цели. Это важный сигнал для мозга, подтверждающий, что ваши усилия приносят положительные результаты. Это усиливает желание продолжать и делает процесс достижения цели менее утомительным.

Чтобы справиться с усталостью и эмоциональным выгоранием, важно найти баланс между учебой и отдыхом. Формируйте полезные привычки, пересмотрите объем задач и научитесь управлять стрессом. Планируйте время, делайте перерывы, находите увлечения и время для близких. При необходимости обратитесь за профессиональной помощью.

Все успеть и не почувствовать себя вымотанным взрослому ученику поможет набор простых правил, которые описывает наука управления временем "Тайм-менеджмент".
Чтобы найти час в день на учебу взрослому человеку, нужно анализировать свое расписание и выделять время, жертвуя менее важными делами и совмещая учебу с другими занятиями. Используйте короткие промежутки времени для обучения (20 минут), например в дороге или во время домашних дел, прослушивая подкасты или аудиокниги. Полезно почитать важный материал перед сном и уже не заглядывая в телефон, лечь спать.
Анализируйте и оптимизируйте свое расписание. Запишите все, чем вы занимаетесь в течение дня, включая работу, быт и развлечения, чтобы понять, на что уходит время.

Подумайте, от каких занятий можно отказаться или сократить их, чтобы высвободить время. Например, смотреть сериалы можно реже.
"Прежде чем планировать свои дела, важно правильно оценить свое время. Для более точных расчетов лучше измерять его в минутах. Даже небольшие потери времени могут существенно снизить эффективность. Кажется, что 5 минут - это немного, но, если каждый час рабочего дня тратить по 5 минут и отвлекаться, за 8 часов накопится 40 минут, что уже заметно. С другой стороны, если нужно найти дополнительное время, можно сократить обычные дела на те же 5 минут. Мы проводим во сне 8 часов и бодрствуем 16. Умножив 16 часов на 5 минут, получаем 1,5 часа дополнительного времени в день. Однако не всегда удается собрать эти минуты в один большой блок. В такие короткие промежутки можно выполнять мелкие задачи: отвечать на сообщения, проверять планы, заказывать доставку или делать гимнастику. Главное - использовать это время с пользой", - советует бизнесмен Иван Ардынцев, совмещающий напряженную работу с обучением в двух университетах.
В пути, конечно, если вы не за рулем, лучше не читать печатные учебники и рукописные конспекты, а выбрать аудио- или видеоносители информации. Так вы не только потренируете мозг, но и сбережете зрение. Тряска и плохое освещение в общественном транспорте - не лучшие условия для чтения.
Можно прослушать в дороге через наушники лекцию, посмотреть на смартфоне презентацию. Даже 20 минут два раза в день могут заменить вам полноценный час занятий, а свободное вечернее время сможете посвятить семье.
Идеальный момент - это здесь и сейчас. Другого времени у нас, по сути, и нет. И когда завтра станет "сейчас", в нем вновь будут свои трудности и сомнения. Время учит только одному - все важное нужно делать здесь и сейчас. А неважное отложить навсегда.
Многие люди меняют профессию после 40 и даже 50 лет. Вы найдете такие примеры даже среди своих знакомых. Вот вам несколько примеров из мира успешных знаменитостей.

Американка Джулия Чайлд из США стала знаменитым шеф-поваром и телеведущей в зрелом возрасте.
Рональд Рейган, начавший карьеру как актер и радиоведущий, стал губернатором Калифорнии в 55 лет. В 69 лет он был избран президентом США и занимал этот пост два срока.
А самым возрастным олимпийским чемпионом стал швед Оскар Сван. Он завоевал две золотые медали в 1908 и 1912 годах и серебряную медаль в 1920 году в возрасте 72 лет (в стрельбе по "бегущему оленю").
Мы можем поистине гордиться нашей соотечественницей Евгенией Степановой: эта хрупкая волевая женщина решила заняться прыжками в воду в 60 лет! До этого Евгения всю жизнь проработала инженером и ни разу не прыгала с вышки. Женщина тренировалась 3 раза в неделю под руководством подруги-тренера и, несмотря на возмущение родственников, в результате стала чемпионкой Европы.
Американка Анна Мэри Мозес начала писать картины в 76 лет. Бедность, тяжелый труд на ферме, 10 детей (пятеро из которых умерли) - все это не оставляло времени для творчества. Однако после выхода на пенсию она начала мечтать о живописи. Ее работы, изображающие идеальные сельские пейзажи, привлекли внимание коллекционера, который пообещал сделать ее знаменитой. Через два года выставка "Что рисует жена фермера" прошла по всему миру, а художница получила признание и награды.

Уинстон Черчилль, которого на родине назвали "величайшим британцем", стал премьер-министром в 65 лет. Его второе избрание премьером произошло в 77 лет. Несмотря на трудности в учебе, Черчилль обладал волевым и смелым характером. Он написал множество книг, дожил до 90 лет и признан одним из величайших умов своего времени.
Существует множество проверенных способов, которые помогают взрослым эффективно осваивать новую информацию и применять ее на практике. Рассмотрим ключевые из них.
Этот подход предполагает разделение больших задач на небольшие, выполнимые этапы. Это снижает уровень стресса и повышает продуктивность обучения. Кайдзен подразумевает постоянное, постепенное улучшение.
Применение: используйте этот метод для освоения новых навыков или решения сложных задач. Вместо того чтобы пытаться сразу усвоить всю программу, начните с базовых функций, а затем постепенно переходите к более сложным аспектам.

Это техника, при которой материал повторяется через заданные, увеличивающиеся промежутки времени. Она способствует закреплению знаний в долговременной памяти. Для запоминания терминов или понятий используйте карточки или специальные приложения. Повторяйте материал через час, затем через день, а после через неделю.
Согласно этому принципу, около 80% результатов достигаются благодаря 20% усилий. В контексте обучения это означает, что важно сконцентрироваться на ключевых аспектах, которые принесут наибольшую пользу. Перед началом обучения определите, какие 20% знаний или навыков будут наиболее важными для вас, и сосредоточьтесь на них.
Этот метод предполагает использование различных типов контента для усвоения информации:
Суть этого подхода заключается в немедленном применении знаний на практике после их получения. Это один из самых эффективных способов быстро освоить материал и закрепить его. Если вы учите новый язык, старайтесь говорить на нем, даже если допускаете ошибки. Если осваиваете программирование, пишите код параллельно с изучением теории.
Можно ли учиться в зрелом возрасте?
Учиться в зрелом возрасте полезно и эффективно. Это помогает строить карьеру, поддерживать ментальное здоровье и улучшать качество жизни.
Какие профессии можно освоить после 40-50 лет?
После 40-50 лет не поздно освоить новые профессии. Востребованы IT-специальности: тестировщик, веб-дизайнер и SMM-специалист. Популярны творческие и помогающие профессии, такие как коуч, психолог и дизайнер. Также актуальны рабочие специальности, например электрик или мастер по маникюру.
Как бороться с выгоранием и ленью?
Чтобы преодолеть эмоциональное выгорание и апатию, попробуйте несколько простых методов. Составьте план на день, разбивайте крупные задачи на мелкие шаги и начинайте работу с техники "10 минут". Не забывайте об отдыхе, физической активности, четком разделении работы и личной жизни, а также о поддержании позитивного настроения и мотивации.

Где взрослому учиться бесплатно?
Взрослые россияне могут бесплатно освоить новые профессии или повысить квалификацию. Для этого существуют государственные программы, предназначенные для безработных, женщин в декрете и предпенсионеров. Программа "Содействие занятости" позволяет бесплатно получить новую профессию или улучшить навыки тем, кто ищет работу, женщинам в декретном отпуске (до трех лет), предпенсионерам и студентам, желающим вернуться к карьере.
Сколько времени нужно, чтобы освоить новое?
Время, необходимое для освоения нового, зависит от сложности навыка и интенсивности практики и может варьироваться от нескольких часов до нескольких лет. Согласно исследованию Джоша Кауфмана, 20 часов целенаправленной практики могут помочь освоить навык на базовом уровне, в то время как "правило 66 дней" говорит, что в среднем новый навык становится привычкой за этот срок, а "правило 10 000 часов" подразумевает достижение мастерства.
Можно ли выучить иностранный язык после 40?
Выучить иностранный язык после 40 лет вполне возможно. Мозг продолжает формировать новые нейронные связи на протяжении всей жизни, и возраст не является главным препятствием. Чаще всего мешают стереотипы и недостаток мотивации. Регулярные занятия, четкая цель и правильный подход помогут успешно овладеть новым языком.

Как выбрать направление, если не знаешь, чего хочешь?
Чтобы определиться с направлением обучения, если вы не уверены в своих желаниях, начните с самоанализа и изучения рынка труда. Проанализируйте свои интересы и навыки, пройдите тесты на профориентацию и исследуйте востребованные профессии. Затем, если есть возможность, попробуйте себя в различных сферах через стажировки или курсы, и только после этого выберите конкретное учебное заведение.
Почему важно учиться даже после 50?
После 50 лет учиться важно для сохранения когнитивных функций, предотвращения возрастных изменений мозга, улучшения качества жизни и профессионального развития. Постоянное обучение стимулирует умственную деятельность, помогает поддерживать память и внимание, а также повышает уровень социальной активности, расширяет кругозор и улучшает самооценку.
Что помогает не бросить обучение?
Для успешного завершения обучения важно ясно определить цели, быть дисциплинированным, заботиться о себе и двигаться постепенно. Эффективные методы включают планирование, разделение больших задач на маленькие шаги, использование трекера привычек, поиск поддержки у единомышленников и поощрение себя за достижения.
Как обучение влияет на мозг в зрелом возрасте?
Обучение в зрелом возрасте активизирует мозг, укрепляет нейронные связи и снижает риск когнитивных нарушений, включая деменцию. Хотя усваивать новую информацию в этом возрасте сложнее, чем в детстве, постоянная умственная деятельность поддерживает мозг, способствует личностному и профессиональному росту, улучшает социальные взаимодействия.
Учиться в зрелом возрасте вполне реально. Каждый человек способен развиваться на любом этапе жизни, главное - сделать первый шаг и не останавливаться.
Постоянное обучение помогает сохранять остроту ума и снижает риск когнитивных нарушений, таких как деменция. Особенно это важно для пожилых людей. Учеба развивает интеллектуальные способности, помогает лучше понимать мир и адаптироваться к изменениям.

Первый шаг часто бывает самым сложным, особенно если есть страхи или сомнения. Но важно не останавливаться на этом. Регулярное обучение поддерживает мозг в активном состоянии и помогает преодолевать внутренние барьеры. Заручитесь поддержкой близких, друзей и единомышленников, хорошо бы подружиться и с "одноклассниками" - и вперед!
С возрастом некоторые когнитивные функции могут замедлиться, но это не мешает учиться. Непрерывное образование способствует эмоциональному благополучию, чувству самореализации и помогает поддерживать высокий уровень активности мозга.