Поддержку гостевой команде обеспечили студенты - молодежь из прикаспийского государства уже давно выбирает волгоградские вузы.
- Россия и Иран переходят к стратегическому партнерству, эти взаимоотношения временными назвать нельзя. У Волгограда тоже давнее сотрудничество с этой страной. Еще в 50-е годы на строительство Волжской ГЭС приезжал шахиншах Мохамед Реза Пехлеви. А наш вуз начал обучать иранских студентов с 1980-х годов, - рассказала профессор кафедры истории и культурологии государственного медуниверситета Елена Черемушкина.
Наиболее тесное сотрудничество сложилось с приморской провинцией Мазандаран, в 2019 году в городе открыт ее Торговый дом.
Директор Торгового дома иранской провинции Мазандаран в Волгоградской области Насими Харун отметил, что еще в XIX веке был заключен договор, регулирующий торговое судоходство в Каспийском море.
- Он стал фундаментом для дальнейшего сотрудничества двух стран. В ХХ веке, после подписания договора о дружбе 1921 года, отношения между Ираном и Россией приобрели более равноправный и взаимовыгодный характер, - сказал Насими Харун. - Советский Союз и Иран активно взаимодействовали в различных сферах. И после распада СССР торговые связи получили новое развитие. С начала 2000-х годов мы наблюдаем рост товарооборота, расширение совместных проектов в энергетике, промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
Сегодня Россия экспортирует в Иран зерно, металл, лесоматериалы, бумагу, оборудование и удобрения. В свою очередь мы импортируем фрукты, овощи, ковры, нефтехимическую продукцию. Несмотря на санкции и финансовые ограничения, обе стороны находят путь к взаимодействию.
За последние пять лет товарооборот между странами пережил колебания, сейчас он в стадии роста и оценивается в 4,8 миллиарда рублей. В следующем году прогнозируются шесть миллиардов.
В сентябре из Волгограда было отправлено более 112 тысяч тонн фуражного зерна, а также 28 тысяч тонн кормового ячменя. Ведутся переговоры о расширении сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве. Восточные бизнес-группы проявляют готовность участвовать в формировании логистической инфраструктуры, включая строительство контейнерных терминалов, судостроительных предприятий и развитие судоходства вдоль маршрутов "Север - Юг" через Волгоград. В частности, рассматривается превращение Волгоградского судостроительного завода в мультифункциональный логистический центр. Обсуждается создание совместных предприятий.
- У нас были большие проблемы с оплатой. В настоящее время банки двух стран заключили соглашение, и российские предприниматели могут платить в рублях, а иранские компании получат деньги в национальной валюте. Доллар из наших расчетов мы убрали. Надеемся, что в ближайшее время карта "Мир" заработает в Иране. А наша система уже частично действует в России: расплатиться нельзя, но можно снять наличные, - добавил Харун.
Одним из основных партнеров в сотрудничестве с Ираном является Махачкалинский морской торговый порт.
Уже осуществлена первая мультимодальная перевозка партии бананов из Индии через Иран. Маршрут имеет преимущества - скорость и стоимость доставки товаров. Кроме того, Махачкалинский порт начал перевалку крупной партии калийных удобрений из Беларуси.
- В последующем поставки в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг" будут проходить по маршруту из Беларуси через Махачкалу в Индию, - рассказал генеральный директор порта Джамал Алиев.
Он добавил, что ожидается старт контейнерных перевозок из Индии через иранские порты, Махачкалу и далее по России. Таким образом, столица Дагестана становится крупнейшим логистическим хабом МТК.
Грузопотоки между иранскими портами и махачкалинской морской гаванью имеют тенденцию к росту. По прогнозам, сотрудничество выйдет на новый уровень после реализации масштабного инвестиционного проекта - строительства при поддержке стратегического инвестора и руководства республики сухого порта площадью сто гектаров.
Он представляет собой внутренний терминал, связанный автомобильным и железнодорожным сообщением с морским портом, и станет стратегическим логистическим узлом.
- Среди ожидаемых преимуществ - сокращение времени доставки и повышение скорости логистических операций, снижение издержек для компаний, работающих в направлении России, Ирана и других стран. Будет создано важное звено МТК "Север - Юг", обеспечивающее более короткий и быстрый маршрут по сравнению с традиционными путями, такими как Суэцкий канал. Сухой порт станет опорной точкой логистической инфраструктуры особой экономической зоны "Махачкала" и обеспечит эффективную связь между морским портом, внутренними регионами и зарубежными партнерами, - рассказал Джамал Алиев.
Иранским коллегам направлено приглашение к совместной работе по созданию сухого порта, в частности, - размещению своих производственных мощностей на этих площадках.
- В дальнейшем мы планируем преобразовать проект в особую экономическую зону. Это позволит создать для потенциальных резидентов и инвесторов льготные условия для сотрудничества. Размещение производственных и логистических мощностей в ОЭЗ предоставит бизнесу возможность минимизировать издержки и повысить конкурентоспособность на международном рынке, - отметил Алиев.