Научные открытия определяют конкурентные преимущества национальных экономик
Михаил Швыдкой: Популяризация науки влияет и на национальную безопасность
Михаил Швыдкой
Михаил Швыдкой / Александр Корольков/РГ
Владимир Легойда во время недавней программы "Агора", размышляя о качестве университетского образования, заметил, что любой выпускник вуза, в том числе и гуманитарного, должен знать различия между общей и специальной теориями относительности. Не сомневаюсь, что подавляющее число участников XI церемонии вручения премии "За верность науке", прошедшей в Московском театре на Малой Бронной, с легкостью могут рассказать об искривленном времени - пространстве вокруг больших тел и постоянной скорости света в вакууме. И, наверное, напрасно, вручая Специальный приз им. Даниила Гранина за сериал "Атом", обидел его автора и исполнителя одной из главных ролей Алексея Гуськова, неосторожно заявив, что он не сможет объяснить суть обеих теорий относительности, хотя сумел создать вдохновенную картину о рождении отечественной атомной промышленности.

Зная Алексея Геннадьевича много лет, не сомневаюсь, что он бы живописал открытия отцов физики ХХ века так, как это может художник, обладающий творческой интуицией. Не стоит обижать гуманитариев, ведь далеко не всякий выпускник инженерного вуза сможет поведать о различиях между импрессионистами и постимпрессионистами.

Премия "За верность науке" была задумана Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в качестве стимула для развития научного просветительства в нашей стране. Она была необходима, чтобы привлечь внимание СМИ к подлинному познанию мира во всем его многообразии, к людям, которые сегодня совершают открытия для блага человечества. Ее учреждение предваряло "Десятилетие науки и технологий 2022-2031", которое правительство РФ и РАН проводят по Указу президента России от 25 апреля 2022 года. Верность науке и в том, чтобы противостоять потоку околонаучной информации, ежедневно обрушивающейся на головы обывателей, готовых верить невероятным фантазиям. Поэтому Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности, утвержденная правительством РФ в 2017-м, не утратила актуальности, а приобрела еще большее значение.

Научные открытия определяют конкурентные преимущества национальных экономик

Серьезные аналитики, занимающиеся проблемами научного знания, настаивают, что взаимоотношения науки и общества - один из важнейших элементов государственной политики. В ряде стран существуют специальные комиссии, которые определяют качество диалога между наукой и обществом, научными и гражданскими институциями. Потребность в знаниях о научных разработках и их возможных последствиях не назовешь праздным любопытством. Опыт XX и XXI столетий доказал, что многие открытия, определяющие прогресс человечества, могли нести в себе непредвиденные угрозы для самого его существования. А ученым и организаторам науки не менее важно объяснить обществу, почему оно должно расходовать средства государства и бизнеса не только на прикладные разработки, но и на фундаментальные исследования. Доля результатов интеллектуального труда в индустрии увеличивается, в том числе в товарах широкого потребления. Научные открытия в разных сферах - от медицины до сельского хозяйства - определяют конкурентные преимущества национальных экономик - с этим, пожалуй, никто не рискнет спорить.

Очевидно и то, что в последние годы вырос престиж научной деятельности. Как отметил заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, открывая церемонию вручения премии "За верность науке", 64 процента опрошенных родителей хотели бы, чтобы их дети стали учеными. Есть свидетельства, что увлечение наукой растет год от года.

Приведу характерный пример. У телеканала "Наука" по состоянию на сентябрь нынешнего года 24,4 млн абонентов (домохозяйств) в России, 2 млн подписчиков в социальных сетях, 8 млн посетителей сайта в год. Немалые цифры. Однако, если судить по опросу ВЦИОМ 2022 года, 35 процентов респондентов уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. В этом, замечу, треть жителей нашей страны не одинока - схожим образом думает такое же количество американцев, притом что в США работает немало программ, популяризирующих науку, из которых стоит выделить национальный проект "Научная грамотность". Понятно, в любом социологическом опросе можно найти погрешности - студенты российского МФТИ или американского Массачусетского технологического института на вопросы об устройстве Солнечной системы ответят точнее, чем многие их сограждане. Но и делать вид, что эти 35 процентов населения не существуют, вряд ли разумно. Особенно если кто-нибудь из них работает в авиационной промышленности. Поэтому популяризация науки влияет и на национальную безопасность.

По опросу ВЦИОМ 2022 года, 35 процентов респондентов уверены, что Солнце вращается вокруг Земли

За последние 10 лет выросло количество людей и организаций, занятых научным просветительством. Лауреаты премии "За верность науке" 2025 года не исключение. Шоу В. Вульфовича "Наука для всех" отличается от "Тотального диктанта" Фонда поддержки языковой культуры граждан, а цифровой проект "Академическая наука в годы Великой Отечественной войны" - от предназначенного для детей "Дома Полимеров", созданного "СИБУРом". Но, увы, "предрассудки любимой мысли" нередко оказываются важнее научного знания. Поэтому завершу словами И. Канта: "Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине".

Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения
Поделиться