
Около половины из них предлагает одежду. Вторую половину примерно поровну делят товары для дома, кухни, мебель, автозапчасти, продукты для правильного питания, товары для красоты и здоровья, а также изделия ручной работы самозанятых - например, мыло, керамика и прочее.
При этом, согласно опросу, который провел "Яндекс Маркет" среди более 1 100 новосибирских продавцов на маркетплейсах, большинство из них хотело бы торговать продуктами и товарами повседневного спроса (35 процентов респондентов), одеждой и обувью (30 процентов), автотоварами (12 процентов).
Данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) говорят о том, что наиболее востребованы у покупателей пищевые продукты: по объемам продаж, как и в 2024 году, они на первом месте. В первом квартале этого года россияне потратили на еду 530 миллиардов рублей (более двадцати процентов от общего объема продаж), что на 71 процент превышает показатели аналогичного периода 2024-го. В топ-5 по сумме онлайн-покупок также товары для дома и мебель (15,6 процента в общем объеме), одежда и обувь (13,2 процента), электроника и бытовая техника.
В сегменте "Автозапчасти и автоаксессуары", как выяснили эксперты сети Fit Service совместно с аналитиками "Контура", наибольший рост продаж на маркетплейсах приходится на автозапчасти (спрос на них перед зимой увеличивается почти в два раза), шины и диски (на 68,56 процента), а также на инструменты и оборудование (на 62,72 процента).
Заметную долю в интернет-торговле - от трех до пяти процентов всего оборота - занимают цифровые товары (онлайн-подписки, приложения, электронные книги), товары для красоты и здоровья, инструменты и продукция для детей.
В областном центре "Мой бизнес" отметили, что с 2024 года наметился устойчивый тренд на открытие второй и последующей торговых площадок для одного и того же селлера (предпринимателя, торгующего на маркетплейсах). Причем популярной стала господдержка под ключ. За четыре года, которые она предоставляется, ею воспользовались 56 раз.
Так, предприниматели-новички могут получить полную аналитику товарной ниши, помощь в создании и продвижении продающего контента, карточек товаров, выстраивании наиболее удобной логистической схемы. Для опытных селлеров, намеренных масштабировать бизнес, фокус смещается на глубокий аудит их текущего положения, анализ экономики новой площадки, доработку контента и подготовку индивидуальной стратегии продвижения. "Таким образом, господдержка становится для бизнеса инструментом не только для старта, но и для стратегического роста в меняющейся цифровой среде", - отмечают в центре.
Руководитель центра "Мой бизнес" Михаил Космынин на пресс-конференции в ТАСС (Новосибирск) отметил, что более доступной для предпринимателей стала услуга по регистрации товарного знака: теперь центр внесет до девяноста процентов стоимости его оформления. Ответом на потребность бизнеса в продвижении стало расширение маркетинговых и рекламных услуг.
В числе новых мер - оплата пятидесяти процентов стоимости рекламы на радио, билбордах и видеоэкранах в бизнес-центрах. Также за половину цены можно воспользоваться услугами нейминга и брендинга, создания сайтов и изготовления сувенирной продукции. Недавно добавилось софинансирование изготовления вывесок.
В Новосибирске свыше половины из 1 200 опрошенных предпринимателей активно развивают свои бренды и готовы тратить на их создание и продвижение от 70 до 150 тысяч рублей, почти пятая часть выделит на эти цели 150-300 тысяч, каждый десятый - до 70 тысяч, а около четырех процентов - более 300 тысяч рублей.
В девяти из десяти случаев продавцы готовы увеличить бюджет на раскрутку бренда. Об этом свидетельствуют результаты опроса "Яндекс Маркета". Больше всего средств направляют на разработку логотипов и фирменного стиля, оформление карточек товаров и витрин продавцов. Каждый пятый выделяет бюджет на маркетплейсы, а десятая часть - на социальные сети.
В целом около половины предпринимателей считает эти вложения важными для развития бизнеса. Так как бренд - не только "внешняя оболочка" бизнеса, он становится стратегическим инструментом: более половины опрошенных уверено, что он напрямую влияет на продажи. Респонденты отмечают, что успешная марка помогает сформировать стиль, с которым себя ассоциируют потребители, и выделяет их среди конкурентов. При этом каждый пятый предприниматель уверен, что узнаваемость стимулирует повторные покупки.
Почти две трети участников опроса полагают, что покупатели чаще смотрят на производителя, когда приобретают что-то онлайн. Больше всего это важно в категориях "электроника", "красота и здоровье" и "товары для спорта и отдыха".
- Инвестировать в бренд сегодня - значит закладывать основу для роста завтра: в электронной коммерции выигрывают не те, кто демпингует ценой, а продавцы, которые умеют выстраивать узнаваемость и долгосрочные отношения с клиентами. Сильный бренд создает добавленную стоимость, формирует доверие и лояльность, делает продажи повторными и устойчивыми, - отметила старший менеджер продукта в "Яндекс Маркете" Алина Козина.
Эксперт обратила внимание, что российская электронная коммерция все больше смещается в регионы. Согласно исследованию аналитического проекта T-Data, в 2024 году именно они стали ключевым драйвером роста онлайн-торговли. Самая высокая динамика - у Омска (плюс тридцать процентов), из сибирских городов в четверке лидеров также Красноярск.
- У местных продавцов есть все возможности для успешной торговли в регионах. Ведь один из главных трендов последних лет - это внимание к локальному производству. Более половины (66 процентов) покупателей предпочитают товары из своего региона, а каждый второй внимательно смотрит, где изготовлена продукция. Поэтому географические особенности можно превратить в уникальное торговое предложение марки, а значит, во многом повысить уровень доверия потребителей и в дальнейшем увеличить продажи, - говорит Алина Козина.
Маркетплейсы замечают эту тенденцию, а также растущий спрос в регионах, поэтому активно расширяют свои логистические мощности и стараются сделать их все более удобными для продавцов в любом городе. .
Прямая речь
Артем Соколов, президент АКИТ:
С развитием инфраструктуры участников рынка электронная коммерция охватывает все больше малых городов и населенных пунктов, делая доступными для их жителей миллионы товаров. Эта динамика будет сохраняться и в дальнейшем. Кроме того, важным трендом становится развитие онлайн-канала для реализации продуктов питания: пока на него приходится 5,8 процента от всех розничных продаж, очевидно, что этот сегмент имеет сейчас самый высокий потенциал роста.
Денис Рягузов, и.о. министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
По состоянию на сентябрь 2025 года в Новосибирской области зарегистрировано более 150 тысяч субъектов МСП, в том числе 60 тысяч юридических лиц и более 90 тысяч индивидуальных предпринимателей. По этому показателю мы занимаем первое место в Сибирском федеральном округе и восьмое место в стране. Совокупный оборот микро-, малых и средних предприятий за 2024 год составил 2,663 триллиона рублей. Эта сумма формирует 45 процентов от оборота всех организаций области, что подтверждает ключевую роль малого и среднего бизнеса в экономике региона.