
Подорожание парковки косвенно затрагивает различные отрасли: стрит-ретейл, общепит, индустрию красоты, каршеринг... Центр города всегда был флагманской локацией, где стоимость аренды и трафик выше. По оценкам опрошенных "РГ" экспертов, в исторических районах Петербурга (Центральный, Петроградский, Адмиралтейский, Василеостровский) сосредоточено около 25-30 процентов всех точек общепита города и до 35 процентов beauty-бизнеса и стрит-ретейла.
Увеличение стоимости парковки может снизить посещаемость торговых точек в радиусе 500 метров на 7-12 процентов в течение первых шести месяцев, такие данные приводит исследование Urban Mobility Institute. И владельцы кафе и салонов в центральных районах уже подтверждают правдивость этих данных.
- Изменения однозначно сказываются на спросе. Особенно утром или в обед. Например, чек в обед, включающий пасту и кофе, в ресторане может составлять в районе 1000 рублей. В ресторане люди обычно проводят минимум полтора-два часа. Выходит, дополнительно к чеку гость должен заплатить еще 520-720 рублей за парковку. Затраты клиента возрастают практически в полтора - два раза, тогда как раньше дополнительная плата за парковку составляла 200 рублей. А если гость планирует провести деловую встречу и выпить кофе за 200-300 рублей, то затраты на парковку и вовсе оказываются выше суммы заказа, - подтверждает предприниматель и ресторатор Андрей Перцев.
Посетители, которые целенаправленно планируют поездку в центр, будут стремиться ее компенсировать, добавляет руководитель отдела продаж Wang Pack Юлия Фролова. Это может выразиться в сокращении среднего чека, так как часть бюджета, ранее направляемая на товары или услуги, будет перераспределена на оплату парковки. Для ресторанов среднего ценового сегмента это создает дополнительное давление, вынуждая вводить акции и скидки, что негативно скажется на маржинальности.
В выигрышной позиции окажутся проекты, у которых есть собственная стоянка, или гастрономические заведения, располагающиеся в торговых центрах с паркингом. Негативное влияние на себе вряд ли ощутят и предприятия быстрого питания, потому что их основной трафик - пешеходный.
- Постоянные гости: те, кто и раньше приходил пешком или на метро, остались, но поток тех, кто ехал на машине, стал заметно меньше. В стрит-ретейле (особенно непродовольственном) и beauty-индустрии, где важен не только постоянный трафик, но и "проходящий", это ощущается сильнее всего. Люди, особенно из спальных районов, стали реже заезжать "на кофе по дороге" или "на маникюр между встречами", - объясняет эксперт по маркетингу и развитию бизнеса Анастасия Иванова.
Тем не менее нежелание переплачивать за парковку может увеличить спрос на услуги доставки, полагает Юлия Фролова. По ее словам, рост онлайн-заказов еды в центральных районах может компенсировать до 60-80 процентов выпадающей выручки. Наиболее радикальным, но экономически обоснованным сценарием может стать переход части заведений (особенно испытывающих трудности с высокой арендной платой) в формат "дарк-китчен" (общепит, который ориентирован только на доставку еды).
Анастасия Иванова также подчеркивает, что для нивелирования последствий подорожания парковки бизнес может заранее выстраивать активную коммуникацию с потенциальным клиентом. Достаточно даже таких приемов: "Есть парковка у двора", "Приезжайте на такси - дадим скидку 10 процентов", "Пешком от метро пять минут".
Изменение тарификации парковки отразилось и на рынке каршеринга. Так, сервис "Ситидрайв" ввел платное завершение аренды (60 и 90 рублей) в зоне платной стоянки. Другие опрошенные "РГ" сервисы аренды автомобилей утверждают, что не собираются вводить аналогичные меры. В сервисе BelkaCar ответили, что временно убрали часть зон завершения аренды, но в будущем собираются их вернуть.
По оценке транспортного аналитика Владислава Булгакова, остальные игроки рынка и правда не станут вводить дополнительную оплату, но заложат затраты на парковку в цены. И это вряд ли спровоцирует отток пользователей, полагает эксперт, поскольку горожане в большинстве случаев арендуют машину, чтобы доехать не до центра города, а чтобы добраться до мест, куда не ходит общественный транспорт.
Специалисты воспринимают подорожание парковки как лакмусовую бумажку: она показывает, насколько бизнес готов работать с городской средой не только как с фоном, но и как с фактором влияния.
- Повышение тарифов - это не катастрофа, но повод переосмыслить модель привлечения и удержания клиента. Центр Петербурга останется привлекательным, но в него придется привлекать клиента осознанно - через атмосферу, сервис и полезный опыт, а не просто за счет того, что он ехал мимо, - заключает Анастасия Иванова.
По словам основателя и управляющего директора РСТЦ Олега Войцеховского, практически у всех торговых объектов в исторических зданиях в центре Петербурга нет парковок. И таких объектов в сумме больше, чем ТЦ со своими паркингами. Высокая стоимость городской парковки может привести к снижению среднего чека примерно в 1,5 раза. По статистике, более высокий средний чек - именно у покупателей на личном автомобиле. Обычно они планируют сделать крупные покупки.