Подорожание парковки в центре Петербурга сказалось на выручке бизнеса

С середины октября в Северной столице начали действовать новые дифференцированные тарифы на платную парковку. Это изменение должно освободить городские улицы от личного транспорта, считают власти. Стоимость стоянки теперь зависит от загруженности улиц. Привычная оплата по 100 рублей в час осталась только в тех местах, где загрузка не превышает 50 процентов. В остальных зонах тарифы варьируются от 200 до 360 рублей за час. Решение оказалось досадным не только для горожан, но и для бизнеса. Ведь центр города - это живая зона с плотной коммерцией, где любые изменения в доступности моментально откликаются на выручке.
Посетители, которые целенаправленно планируют поездку в центр, будут стремиться ее компенсировать.
Посетители, которые целенаправленно планируют поездку в центр, будут стремиться ее компенсировать. / Алексей Даничев / Риа Новости

Подорожание парковки косвенно затрагивает различные отрасли: стрит-ретейл, общепит, индустрию красоты, каршеринг... Центр города всегда был флагманской локацией, где стоимость аренды и трафик выше. По оценкам опрошенных "РГ" экспертов, в исторических районах Петербурга (Центральный, Петроградский, Адмиралтейский, Василеостровский) сосредоточено около 25-30 процентов всех точек общепита города и до 35 процентов beauty-бизнеса и стрит-ретейла.

Увеличение стоимости парковки может снизить посещаемость торговых точек в радиусе 500 метров на 7-12 процентов в течение первых шести месяцев, такие данные приводит исследование Urban Mobility Institute. И владельцы кафе и салонов в центральных районах уже подтверждают правдивость этих данных.

- Изменения однозначно сказываются на спросе. Особенно утром или в обед. Например, чек в обед, включающий пасту и кофе, в ресторане может составлять в районе 1000 рублей. В ресторане люди обычно проводят минимум полтора-два часа. Выходит, дополнительно к чеку гость должен заплатить еще 520-720 рублей за парковку. Затраты клиента возрастают практически в полтора - два раза, тогда как раньше дополнительная плата за парковку составляла 200 рублей. А если гость планирует провести деловую встречу и выпить кофе за 200-300 рублей, то затраты на парковку и вовсе оказываются выше суммы заказа, - подтверждает предприниматель и ресторатор Андрей Перцев.

Посетители, которые целенаправленно планируют поездку в центр, будут стремиться ее компенсировать, добавляет руководитель отдела продаж Wang Pack Юлия Фролова. Это может выразиться в сокращении среднего чека, так как часть бюджета, ранее направляемая на товары или услуги, будет перераспределена на оплату парковки. Для ресторанов среднего ценового сегмента это создает дополнительное давление, вынуждая вводить акции и скидки, что негативно скажется на маржинальности.

В выигрышной позиции окажутся проекты, у которых есть собственная стоянка, или гастрономические заведения, располагающиеся в торговых центрах с паркингом. Негативное влияние на себе вряд ли ощутят и предприятия быстрого питания, потому что их основной трафик - пешеходный.

- Постоянные гости: те, кто и раньше приходил пешком или на метро, остались, но поток тех, кто ехал на машине, стал заметно меньше. В стрит-ретейле (особенно непродовольственном) и beauty-индустрии, где важен не только постоянный трафик, но и "проходящий", это ощущается сильнее всего. Люди, особенно из спальных районов, стали реже заезжать "на кофе по дороге" или "на маникюр между встречами", - объясняет эксперт по маркетингу и развитию бизнеса Анастасия Иванова.

Тем не менее нежелание переплачивать за парковку может увеличить спрос на услуги доставки, полагает Юлия Фролова. По ее словам, рост онлайн-заказов еды в центральных районах может компенсировать до 60-80 процентов выпадающей выручки. Наиболее радикальным, но экономически обоснованным сценарием может стать переход части заведений (особенно испытывающих трудности с высокой арендной платой) в формат "дарк-китчен" (общепит, который ориентирован только на доставку еды).

Анастасия Иванова также подчеркивает, что для нивелирования последствий подорожания парковки бизнес может заранее выстраивать активную коммуникацию с потенциальным клиентом. Достаточно даже таких приемов: "Есть парковка у двора", "Приезжайте на такси - дадим скидку 10 процентов", "Пешком от метро пять минут".

Изменение тарификации парковки отразилось и на рынке каршеринга. Так, сервис "Ситидрайв" ввел платное завершение аренды (60 и 90 рублей) в зоне платной стоянки. Другие опрошенные "РГ" сервисы аренды автомобилей утверждают, что не собираются вводить аналогичные меры. В сервисе BelkaCar ответили, что временно убрали часть зон завершения аренды, но в будущем собираются их вернуть.

По оценке транспортного аналитика Владислава Булгакова, остальные игроки рынка и правда не станут вводить дополнительную оплату, но заложат затраты на парковку в цены. И это вряд ли спровоцирует отток пользователей, полагает эксперт, поскольку горожане в большинстве случаев арендуют машину, чтобы доехать не до центра города, а чтобы добраться до мест, куда не ходит общественный транспорт.

Специалисты воспринимают подорожание парковки как лакмусовую бумажку: она показывает, насколько бизнес готов работать с городской средой не только как с фоном, но и как с фактором влияния.

- Повышение тарифов - это не катастрофа, но повод переосмыслить модель привлечения и удержания клиента. Центр Петербурга останется привлекательным, но в него придется привлекать клиента осознанно - через атмосферу, сервис и полезный опыт, а не просто за счет того, что он ехал мимо, - заключает Анастасия Иванова.

Компетентно

По словам основателя и управляющего директора РСТЦ Олега Войцеховского, практически у всех торговых объектов в исторических зданиях в центре Петербурга нет парковок. И таких объектов в сумме больше, чем ТЦ со своими паркингами. Высокая стоимость городской парковки может привести к снижению среднего чека примерно в 1,5 раза. По статистике, более высокий средний чек - именно у покупателей на личном автомобиле. Обычно они планируют сделать крупные покупки.