Впереди вечность: Как облегчить тяжесть прощания с теми, кто ушел навсегда
Сейчас в Музеях Московского Кремля проходит мудрая выставка "Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность", о которой подробно писала "Российская газета": даже на своих похоронах Петр I сумел остаться новатором и заложить на века величие и культуру прощания.
Траурный ритуал стал символом державности и достоинства целого государства. Но каждая семья - тоже маленькая держава, где прощание с близким человеком - одно из самых важных событий жизни. Об этом мы говорим в православную Родительскую субботу, накануне Дня поминовения всех усопших, который отмечают католики Беларуси.
Советский ритуал: Как хоронили советских вождей и простых граждан
Колонный зал Дома Союзов
В СССР обряд похорон изменился, по сравнению с Российской империей, радикально. Из ритуала изгнали религию, с памятников убрали кресты, заменив пятиконечными звездами. Уже в 20-х годах XX века начали ликвидировать церковные кладбища.

Новые прогрессивные похороны оказались смесью суеверий, религиозных традиций и новых социалистических практик. Хоронили на третий день, поминки проводили на девятый и сороковой, как было в христианстве.
Появилась традиция прощаться с вождями в Колонном зале Дома Союзов. Так похоронили Михаила Фрунзе 3 ноября 1925 года.
Кремлевская стена и Мавзолей
Первыми, кого похоронили у Кремлевской стены, были красноармейцы, штурмовавшие Кремль в октябре 1917 года.
21 января 1924 года умер Владимир Ленин. Гроб с его телом стоял в Колонном зале Дома Союзов в течение 5 дней. 27 января забальзамированное тело Ленина поместили в специально построенный на Красной площади временный мавзолей. Каменный мавзолей был построен в 1930 году.

Необычный для лидера большой страны факт - Иосифа Сталина, который умер 5 марта 1953 года, хоронили дважды. Сначала рядом с Лениным в Мавзолее, а после развенчания культа личности ХХII съездом КПСС в ночь на 1 ноября тело вождя вынесли из Мавзолея и захоронили в могиле у Кремлевской стены.
"Лебединое озеро" как предвестник чего-то плохого
О том, что кто-то умер из генсеков, советские люди догадывались по неожиданному появлению в сетке вещания балета "Лебединое озеро". Например, после отмены традиционного концерта в честь Дня милиции 10 ноября 1982 года, когда умер Леонид Ильич Брежнев. После похорон Брежнева под "Лебединое" прощались со всеми лидерами СССР, а умирали они в последние годы СССР один за другим.

На примере похорон Брежнева можно увидеть уже сложившийся советский ритуал: сначала Колонный зал Дома Союзов, объявление дней государственного траура с траурным убранством городов, трансляция траурной музыки по радио и телевидению, гроб с телом на артиллерийском лафете в сопровождении почетного эскорта двигается на Красную площадь. Если добавить к этой картине траурные речи руководителей государства, стоящих на трибуне Мавзолея, картина будет почти законченной. У Брежнева был еще оглушительный гудок: все предприятия и организации СССР прощались с генсеком. Остановился транспорт, когда гроб опускали в могилу, грянул пушечный залп. Остальных хоронили скромнее.
Бабки-плакальщицы и уличный оркестр
Многие еще помнят, что во время подготовки к похоронам в квартире советских граждан могли появиться посторонние люди - бабки-плакальщицы. Они советовали плохо соображающей вдове, где расположить покойника (умерший человек должен был находиться до похорон дома), куда поставить крышку гроба, как правильно занавешивать зеркала.
Сотрудники московской похоронной службы "Ритуал" рассказывали, что даже партийные работники прислушивались к этим "специалистам": "на всякий случай, чтобы не было беды". Выносили покойного из квартиры по старому поверью ногами вперед, якобы для того, чтобы он не видел дорогу назад.
Стоящий на стульях или табуретках у подъезда гроб производил тяжелое впечатление, как и оркестр, который сопровождал покойного по улице. Зато в советское время все соседи знали о случившемся горе, собирали деньги на венок и могли поддержать родных ушедшего.
1 ноября Дмитриевская родительская суббота - день особого поминовения усопших. В христианской православной традиции уход человека, прощание с ним происходит во время церковного отпевания. О его главных смыслах, тайнах и назначении "РГ" рассказал настоятель храма святителя Иннокентия Московского протоиерей Михаил Дудко.

В чем смысл и значение отпевания?
Протоиерей Михаил Дудко: Церковь не воспринимает смерть как смерть, но как переход из жизни в жизнь. Из временной - в вечную. Хоть чин отпевания не входит в семь Таинств церкви, но по смыслу и глубине содержания он приближается к ним. Потому что переход человека из жизни здешней в жизнь вечную - вещь таинственная. И, конечно, это нуждается в церковном сопровождении, обряде, священнодействии. Этот переход - самое важное (после рождения) событие в жизни человека. И этим окрашено все последование самого отпевания.
Какой бывает посмертная участь человека?
Протоиерей Михаил Дудко: Посмертная участь души человека - двоякая. Его ждут либо места печальные - геенна огненная, ад, либо место радости, которое Господь приготовил любящим Его там, где Он вместе с ними пребывает уже вовеки.
Какие моменты важны а отпевании?
Протоиерей Михаил Дудко: В отпевании важны три момента. Первый - наша просьба к Богу принять душу человека и простить ему все грехи. Потому что, по учению Церкви, ничто грешное не входит в Царствие Небесное. Поэтому и священник, и те, кто пришел проводить покойника, возносят молитвы Богу о прощении грехов умершего. И это, в общем, одно из самых важных и главных содержаний чина отпевания.
Когда мы поем "Царство небесное, вечный покой", мы, конечно, подразумеваем, что человек был членом церкви и вел благочестивую жизнь. Вторая важная составляющая чина отпевания - утешение его родственников и знакомых.
А третье - мы напоминаем, что всякий человек смертен. Что сего никто не избежит. И это всегда урок тем, кто стоит вокруг. О том, что в этой жизни все временно, подробно говорится в текстах отпевания: никакая слава не стоит на земле непреложно, и никакая сила - неизменно. И мы, прося Господа "Душу преставившегося от нас упокой", понимаем, что дни этой жизни и нам надлежит использовать с толком и смыслом. Внимательно относясь к очень быстро проходящим дням нашей жизни.
Что в себя включает православное прощание с человеком?
Протоиерей Михаил Дудко: Для самого момента кончины человека есть особенная молитва при разлучении души от тела. Первое, что мы делаем, узнав о кончине, читаем сами (или священник, если он присутствует при этом) молитву об отшествии души от тела. Потом священник совершает первую панихиду, в которой содержатся просьбы ко Господу принять душу почившего.
Почему отпевание совершается на 3-й день?
Протоиерей Михаил Дудко: В отличие от некоторых других религий - иудаизма, ислама - у нас человека хоронят обычно на 3-й день. Дело в том, что по вере Церкви душа 3 дня не отрывается от земных пределов. Она находится вместе с нами и ходит по дорогим ей местам.
И когда на 3-й день происходит отпевание тела покойного, мы верим, что и сама душа его присутствует при отпевании. Поэтому все и стараются провести отпевание именно на 3-й день. Но, конечно, если на 3-й день умершего почему-либо не отпели, его нужно отпевать в следующие дни.
Панихиды об умершем служатся на 9-й и 40-й день. Считается, что на 3-й день душа идет осматривать красоты рая, а с 9-го дня по 40-й проходит мытарства.
Нужно ли читать над покойником Псалтырь?
Протоиерей Михаил Дудко: Раньше (особенно в деревне) постоянные прихожанки приходили непрерывно читать Псалтырь над телом усопшего (которого в деревне обычно в морг не забирали). Но сейчас, к сожалению, это почти вышло из употребления. Бабушек, умеющих читать Псалтырь на церковнославянском, почти нет. А людям, у которых умерли близкие, часто и в голову не приходит, что это нужно. Я сам читал Псалтырь над мамой в храме и хорошо помню, как это все трогательно и полезно родным.
Почему в церкви поют и молятся монотонно?
Протоиерей Михаил Дудко: В отпевании покойника участвует хор. Он поет на понятном не всем церковнославянском языке, и это пение, надо признаться, не всегда бывает высокого качества. Но тот, кто постоянно ходит в церковь, все понимает. Нам надо учитывать, что хору в храме, где чуть ли не каждый день совершают отпевания над абсолютно незнакомыми людьми, петь с большим чувством одно и то же довольно сложно.
Зачем нужны свечи в руках на отпевании?
Протоиерей Михаил Дудко: Горящие свечи в руках стоящих возле гроба символизируют горячую молитву. Человек так помогает сам себе молиться по-настоящему - огненно, пламенно. Те, кто молились со свечами в руках, знают, что это помогает сконцентрироваться, сосредоточиться и как-то обозначить свою молитву внешними знаками.
Почему в гроб посыпается земля?
Протоиерей Михаил Дудко: В храме к усопшему все подходят прощаться, целуя его по обычаю в лоб. На лбу у него обычно венчик с молитвой и изображением Спасителя. Потом в храме совершается так называемое "предание земле". Особенная, освященная земля с молитвой посыпается в гроб поверх покрывала, обычно крестообразно. Затем лицо человека закрывается покрывалом.
Что происходит на кладбище?
Протоиерей Михаил Дудко: Если священник присутствует на кладбище, то над могилой совершается последняя лития. Священник бросает в могилу первый комочек земли. Так чин отпевания заканчивается, но не заканчивается поминовение усопшего. 40 дней после кончины - время его особого поминовения. Так как считается, что на 40-й день определяется посмертная участь его души, куда она пойдет: в ад или в рай.
И тут очень велика роль не только молитвы, но и милостыни. Наша милость к несчастным, нуждающимся в нашем милосердии людям привлекает милость Бога к человеку, ушедшему от нас. Особенно если он не часто ходил в храм. Или не смог по какой-то причине покаяться перед смертью и причаститься. За него нужно особенно раздавать милостыню и молиться.
Чувствуется ли на отпевании, какой человек ушел?
Протоиерей Михаил Дудко: Если человек прожил благочестивую жизнь, то иногда это прямо видно на его лице. Но придавать этому особое значение и тем более гадать о посмертной участи по выражению лица покойного - это грех. Бог принимает человека независимо от того, какое выражение лица у него в гробу.
Что дает отпевание крещеных в детстве, но нецерковных людей?
Протоиерей Михаил Дудко: Если покойный был совершенно нецерковным человеком и в храм не ходил, отпевание теряет большую часть своего смысла. Провожая человека в последний путь, мы сопровождаем это важными словами: "Блажен путь, воньже идеши днесь душе, яко уготовася тебе место упокоения". И эти слова относятся в первую очередь к тем людям, что прошли достойный путь здесь на земле. И теперь идут в другой путь, который мы в церкви называем блаженным, потому что наконец-то человек упокоился от своих трудов, которые он нес здесь на земле. А это довольно сложно - быть по-настоящему церковным христианином и осуществлять все евангельские заветы.
Поэтому, конечно, место упокоения для человека, который прошел трудный путь, - отрада. А что касается людей, которые совершенно никак не трудились здесь на земле на христианском поприще, а сделали какой-то другой выбор, заявили о нем, а перед кончиной категорически отказались от того, чтобы к ним пришел священник для исповеди и причастия, тогда, конечно, смысл отпевания теряется.
Слова отпевания должны соответствовать реальности жизни человека здесь на земле. Но мы позволяем отпевание ради родных умершего, чтобы им утешиться, и в надежде на то, что Господь милостив. Однако считать отпевание "пропуском в рай", а не отпели, значит, в рай никто человека не пустит, это, конечно, будет преувеличением.
Как прощаются с умершими в других религиях и конфессиях?
У католиков погребальные обряды отличаются атмосферой спокойствия и сосредоточенности не на скорби, хотя ей отдают дань, а на надежде и молитве за упокой души. Философии веры в светлую память подчинены и все обряды культуры похорон: прощание дома (родные читают "Отче наш", зажигают свечу у изголовья); заупокойная месса в костеле, где гроб устанавливают перед алтарем, а священник произносит проповедь, вспоминая добродетели умершего, и проводит причастие для присутствующих; и, наконец, погребение.
У католиков на покойного принято надевать темные одежды, они должны быть достаточно строгими, но все же праздничными. Умерший должен лежать в гробу без каких-либо украшений, допускаются обручальные кольца.
Среди традиций католических похорон - использование священных символов (крест, свечи, святая вода, четки). Кремация разрешена, но урну необходимо захоронить, а не хранить дома.
В католической традиции поминальная трапеза не занимает особого места в поминовении. Основной акцент делается на молитве и участии в мессе за упокой души. Однако после похорон близкие и друзья могут собраться на трапезу - не столько для соблюдения обряда, сколько для поддержки друг друга, тихой беседы, воспоминаний об усопшем.
Похоронный обряд мусульман - джаназа - регламентирован веками и нормами ислама (шариатом). Он прост и строг, его цель - проводить усопшего в последний путь с молитвами и соблюдением ритуалов, чтобы облегчить его переход в вечную жизнь. Ведь лицезрение смерти по исламу - это еще и пробуждение в верующем особого чувства трепета перед Богом.

Сначала усопшего омывают и облачают в саван. Затем совершается джаназа-намаз - погребальная молитва. На кладбище тело в могилу опускают без гроба, кладут на правый бок головой к Мекке. Над могилой читают талькин - напоминание душе о вере в Аллаха. Могилу засыпают землей, формируя холмик. Хоронить по нормам шариата принято в первые 24 часа после смерти. Женщинам не рекомендуется присутствовать на погребении, хотя в некоторых уммах (общинах), например у российских татар и башкир, у части кавказских народов, это допускается.
Могилу делают не менее 1,5 метра глубиной, с нишей (ляхд) в боковой стене, куда укладывают тело в саване. Нишу закрывают кирпичом или плоским камнем. Могильный холм делают невысоким, сверху кладут камни - один над головой покойного, другой - над его ногами, могилу поливают водой.
Раньше мусульман хоронили строго в саване, сегодня разрешены похороны и в гробу. Точнее, в ящике. Мусульманские теологи подчеркивают, что гроб - это христианский обычай, но жизнь, как это парадоксально ни звучит в отношении смерти, вносит и пишет свои правила. Поэтому исламские богословы на основе иджтихада (система аргументов и принципов шариата) пришли к заключению о том, что в особых случаях (такими случаями могут быть размывание почв водой, вечная мерзлота или зыбучесть песков) захоронение в гробу (в ящике) разрешено. При этом теологи остались едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу, но в исключительных случаях погребение в ящике не является грехом. В ящике также поворачивают покойного на правый бок в сторону Мекки.
В иудаизме культуру прощания с умершими определяет вера в то, что души родственников тесно связаны, и скорбь по умершему должны проявлять дети, родители, супруг или супруга, а также братья и сестры - все близкие.
Все начинается с ритуального омовения тела (Тахара), затем его натирают благовониями и покрывают простыней. Во время омовения читаются молитвы и псалмы. Тело облачают в саван - белую одежду - символ чистоты и равенства всех перед Богом. Одежда из натуральной ткани, без украшений, пуговиц и вышивки.
У иудеев запрещено бальзамирование и вскрытие, считается, что тело усопшего должно оставаться в целости и сохранности до проведения похоронной церемонии. На кладбище умершего несут либо в саване на руках, либо в гробу. Если используется гроб, принято убирать из днища одну из досок или насыпать в гроб землю.
Хоронят в закрытом гробу, поскольку оставлять тело открытым считается оскорблением памяти умершего. Во время похорон принято читать псалмы Давида, иногда раввин говорит краткую речь о покойном. Близким умершего полагается совершать криа - ритуальный надрыв одежды в знак скорби. Криа не делается, если умерший был самоубийцей или совершил переход в другую религию.
Кремация еврея строго запрещена, и на иудейском кладбище нет места для урны с прахом. Заповедь иудея - отговорить родных от того, чтобы кремировать тело еврея, его тело необходимо предать земле, как заповедано Торой.
Траур у иудеев делится на части. Шива - первые семь дней после похорон. Родные усопшего дома принимают посетителей, читают молитвы и вспоминают жизнь умершего. Шлошим - тридцать дней траура. В эти дни люди возвращаются к обычным делам, но воздерживаются от праздников и развлечений. И Год траура - в случае смерти отца или матери траур длится двенадцать месяцев. В это время сыновья читают "Кадиш", а семья хранит память об ушедшем.
В буддизме жизнь - это сансара, поток множества рождений, перерождений и смертей. Из них, согласно индуизму, и складываются элементы личности человека. Поэтому буддийская культура прощания с усопшими - это комплекс обрядов. Они разные, но все направлены на облегчение перехода души отошедшего в мир иной в следующее ее состояние.
А вот цели похорон вечные - выражение сострадания к умершему, создание благоприятных условий для его перерождения. Этапов буддийских похорон три: всенощное бдение (родные проводят ночь у тела покойного, а лама (священник) читает сутры), последнее отпевание и прощальная церемония.

Далее начинается та самая пестрота буддийских обрядов, которая и отражает философию непостоянства и перерождения личности. Чаще всего способом погребения является огонь или земля. Однако равноправными остаются вода (развеивание праха над водоемом), дерево (забрасывание тела пнями, ветками, листвой) и небо. Небесный способ традиционен в Тибете. Там обнаженное тело оставляют в горах, а останки собирают после того, как свершилась священная трапеза птиц или зверей.
Хоронят буддиста обычно на третий день после смерти, но можно это сделать и позже. Способов погребения два - кремация или захоронение. Выбор зависит от традиций и предпочтений семьи. Кремация - это выбор тех, кто отказывается от материального мира и освобождает от него дух. Пепел после кремации может быть развеян над священными местами или помещен в урну для хранения в храме или дома. А захоронение в части культур буддизма рассматривается как возвращение к природе. Так, согласно буддизму, душа умершего разными способами проходит через загробный мир и готовится к новому воплощению в соответствии с накопленной кармой.
Зачем нужны поминки с точки зрения психолога
Последний разговор
По мнению семейного психолога Светланы Качмар, любые ритуальные действия, в том числе и поминки, помогают принять то, что произошло.
"На поминках мы вспоминаем человека для того, чтобы завершить с ним общение. Нам сложно концепцию его смерти сразу в себя впустить, нужно еще какое-то время с ним поговорить, но мы не можем этого сделать, скажем так, технически. Конечно, на прощании мы говорим определенные слова, подходим к гробу, целуем дорогого покойника в лоб, но понять и принять произошедшее мало кому сразу удается. Поэтому нужен еще разговор, пусть уже с другими людьми, об этом человеке. На поминках мы привыкаем к мысли, что земной путь близкого закончился", - говорит психолог.
На поминках важен коллектив
Коллективно многие неприятные события нашей жизни проживать легче. Культура поминок есть и в монотеистических религиях, и в языческих религиях. В любой географической точке мира свой ритуал проводов покойника. Русский философ Николай Федоров вообще считал, что окончательно и бесповоротно человек отделился от животного мира, когда первым из всех живущих на Земле стал хоронить своих умерших соплеменников.
Плакать или не плакать?
Во время поминок мы обучаемся горевать. Для многих в современном мире это большая проблема. "Я не знаю, как себя вести в связи с утратой родственника", "А что надо изображать?", "Уместно ли плакать или нет?", "Уместно ли что-то говорить или нет?" - перечисляет психолог вопросы, которые ей задают. В традиционных культурах их бы не возникло. Там все хорошо знают, что плакать уместно, можно даже пригласить специальных людей, которые помогут получить нужную эмоцию. Такое коллективное действие (поминки) помогает освободиться от тяжелых негативных эмоций.
Коллективность поминок облегчает состояние потери, потому что позволяет увидеть: наш близкий родственник или знакомый умер, но жизнь его продолжается в этих людях вокруг, во мне, в тебе, в детях, в других родственниках. То есть мы должны этот опыт смерти как-то вписать в свою голову, в свою психику и продолжать жить. И это проще сделать, когда рядом люди. Быстрее, проще, понятнее.
"Для религиозных людей прощальные ритуальные обряды особенно важны. Они стремятся все сделать правильно. Так, как принято. И тогда происходят и отпевания, и поминки, и какие-то молебны заказываются для того, чтобы совесть верующего была чиста", - подчеркивает Светлана Качмар.
Алкоголь на поминках - борьба со стрессом или дорога к позитиву?
Что греха таить, поминки с алкоголем иногда заканчиваются песнями. По мнению психолога, такие вещи объясняются коллективной психологической сутью поминок.
"Поминки должны утвердить, что жизнь больше, чем вот это горестное событие. Очень часто на поминках в какой-то момент начинают вспоминать семейные истории или истории, произошедшие на работе. Как правило, они очень веселые и показывают, что "вот мы рядом с этим человеком были счастливы, нам было хорошо". Эта позитивная эмоция разгоняется, и часто дальше уже хочется как-то объединиться", - объясняет специалист и напоминает, что в некоторых культурах, особенно в африканских или буддийских, поминки - это веселое мероприятие, направленное на то, чтобы покойнику, который пошел в лучший мир (поэтому мы и веселимся) тоже было весело.
Традиции везде разные, однако использование спиртного не связано только с поминками. В России, например, на любых коллективных событиях принято накрывать стол и выставлять какой-то алкоголь.
"Почти во всех культурах есть то, что помогает расслабиться, разговориться, снять социальные барьеры. В современном мире реально представить себе похороны и поминки без алкоголя. Так, как принято в каждой конкретной семье или коллективе. Это необязательная часть поминок", - резюмирует Светлана Качмар.
До Петра I русских монархов хоронили в Москве на следующий день после смерти до захода солнца. Конечно, под колокольный звон, плач и причитания. Гроб из Кремлевского дворца везли или несли до Архангельского собора или Вознесенского монастыря. После отпевания и прощания в церкви тело предавали земле и закрывали плитой. Бояре, окольничьи, думные люди и стольники дежурили сутки. На 3-й и 40-й день были поминальные обеды. Особой статьей расходов было кормление нищих во дворце в течение девяти дней.