
- Вы никогда не видели, как делают окопные свечи?
- Никогда.
- Так это просто. Берем пустую консервную банку, вставляем в нее две картонки крест-накрест, расплавляем парафин и заливаем, не доходя чуть-чуть до края, - объясняют ребята из Введенского детского дома. - Картонка вместо фитиля. Если ее зажечь, солдатам в укрытии будет и тепло, и светло, и сухо. На наших свечах можно даже тушенку разогреть или чай вскипятить.
- Откуда вы все знаете?
- Якуп Каримович рассказал. Мы с ним уже столько свечей сделали!
Якуп Каримович Айткулов - преподаватель столярного дела Введенской коррекционной школы и волонтер "Ермака". Взрослые называют его просто Каримыч.
- В прошлом году мы отправили в зону СВО около трехсот свечей, в 2025-м, думаю, будет не меньше, - говорит учитель. - Банки я беру по договоренности в кафе и столовых, а парафином снабжают друзья и знакомые.
Изготовление свечей устроили прямо на улице недалеко от штаба лагеря. На двух столах лежат заготовки - картонки, банки, коробки, чуть подальше - буржуйка, на печке - большой бак с парафином.
- Как забулькает, значит, готово, берем ковш и заливаем банки, - инструктирует дежурный "по кухне" Михаил Хамазин.
- Считайте, мастер-класс вы прошли, - похвалил Каримыч.
Михаил Хамазин - главный закоперщик, идейный вдохновитель и один из основателей "Ермака". За его спиной почти тридцать лет службы в погонах: сначала срочная в погранвойсках, затем школа милиции, уголовный розыск и 22 года в УФСИН России по Курганской области. Последние пять лет - в должности первого заместителя начальника управления. С таким-то послужным списком полковник, наверное, мог бы и на пенсии неплохо жить.
- Когда я вышел в отставку, встал вопрос: что дальше? - рассказывает Хамазин. - Вроде возраст еще не тот, чтобы лежать на диване и смотреть телевизор. Поступали разные предложения, но хотелось найти дело по душе. В интернете попалось несколько статей о том, как отставные офицеры занимаются патриотическим воспитанием молодежи. А почему бы не попробовать, подумал. Образование и опыт позволяют.
Идею горячо поддержал его бывший коллега подполковник в отставке Евгений Гришаев. Собственно, с ним вдвоем они и закладывали основу "Ермака".
Лагерь находится возле села Введенского, в двадцати километрах от Кургана. Трудно поверить, но еще два года назад на его месте был непроходимый лес. Когда-то эту территорию занимали колхозные поля, потом часть отвели садоводческому кооперативу, другая пустовала, покрылась чащей. Оформили землю в собственность, а весной 2023-го, как только сошел снег, стали пилить и корчевать деревья, прорубили просеку, провели электричество. На обустройство офицеры взяли кредит - два миллиона, но его не хватило. Спасибо добрым людям, говорит Хамазин, помогают чем могут. Кто-то разбирал старое помещение и привез в лагерь два "КамАЗа" еще крепких досок, кто-то бесплатно отдал бетонные плиты. Поддерживают друзья, бывшие коллеги, сослуживцы.
- Я покажу вам наш спортгородок, - вызвался провести экскурсию по лагерю 13-летний Женя из детского дома. - Здесь у нас все есть: полоса препятствий, лабиринт, бум, бревно, рукоход, паутина, переправа… И все надо преодолеть на время.
- Ты, наверное, первый? Да, Жень?
- Я первый, Михаил Александрович? - засмущался экскурсовод.
- В тройке сильнейших, - улыбается Хамазин. - Вообще на этой площадке 12 элементов, все сделано по типу армейской полосы.
- А вы видели настоящий блокпост? - показывает на сооружение из мешков с землей Женя. - Рядом с ним - площадка для страйкбола, а дальше будет комната для приема пищи.
- Все пространство условно разделено на две части: жилую и тренировочную. Правда, жилую мы еще обустраиваем, - помогает юному гиду полковник. - В будущем планируем поставить палатки. Когда наберем первую смену, устроим торжественное открытие "Ермака".
В лагере и без официальной презентации много народа. Частенько бывают ребята из детдомов и школ, для них в полевых условиях проводят уроки мужества, турслеты, турниры. "Ермак" подружился с клубом "Пограничники - детям". Это не случайно. Кроме Михаила Хамазина зеленые фуражки в коллективе у Якупа Айткулова и директора лагеря подполковника запаса пограничных войск Сергея Кильдеркина. На территории даже столб пограничный стоит - символ защиты Родины. Поддерживает энтузиастов и Ассоциация ветеранов СВО. Бойцы охотно выступают на турслетах в качестве инструкторов на полосе препятствий. На днях директор Кильдеркин подписал соглашение о сотрудничестве с областным ДОСААФ. Друзей у "Ермака" становится все больше.
- Я вам еще не показал наш штаб, - напомнил о себе экскурсовод. - Он находится прямо в автобусе. Мы там пьем чай, греемся, когда холодно, и просто разговариваем.
- Когда-то я купил этот старый "кубанец" у одного рыбака, - рассказал Хамазин. - На таком же меня восемь лет в школу возили. Ностальгия, одним словом. Потом я перевез его сюда и пристроил под штаб. Внутри у нас печка-буржуйка, стол, стулья. Пойдемте, чайник, наверное, уже вскипел.
- Скажите, Михаил, вы не пожалели, что ввязались в это дело? У самого трое, а тут еще другие дети… Это ж сколько хлопот, такая ответственность.
- Когда я учился в 10-м классе, у нас был предмет НВП - начальная военная подготовка, - вспоминает Хамазин. - Школьников вывозили в поля, где мы бегали, прыгали, стреляли, копали окопы, жили в палатках. Я мог 18 раз подтянуться на турнике, без проблем разбирал и собирал автомат. То есть в армию уходил вполне подготовленным и физически, и морально. А тут на турслете вижу, как 16-летний парень возле турника кругами ходит. "Давай, подтягивайся!" - говорю. - "Не могу", - отвечает. - "Как это не можешь? Я и то могу, а ты молодой и не можешь". Вы думаете, это задело его самолюбие? Нисколько. "Вы молодец", - ухмыльнулся и пошел от турника прочь. Конечно, есть очень мотивированные, физически развитые ребята, но много вот таких шалопаев. С ними надо работать для их же пользы, хотя они этого пока не осознают.
Михаил признался:
- Я был бы счастлив, если б на вопрос командира воинской части: "Где тебя так хорошо подготовили?", мой воспитанник ответил: "В Курганской области. В патриотическом лагере "Ермак".
Хамазин произнес это искренне. Без пафоса.