Восхождение на медную гору
Место притяжения. Вид на Сысертский пруд, созданный в 1732 году для нужд железоделательного завода.

Восхождение на медную гору

Как Сысерть стала городом-сказкой
Место притяжения. Вид на Сысертский пруд, созданный в 1732 году для нужд железоделательного завода. / Александра Белуза/РГ

Восхождение на медную гору

Как Сысерть стала городом-сказкой
02.11.202506:00
Александра Белуза
изменить размер шрифта: 1.0x
Заводы на Урале - как кремли. Раньше вокруг них строилась жизнь. Пруд, плотина, предприятие, храм и дома рабочих - типичный городской пейзаж. Сысерть не исключение. Только здесь все это - в окружении величественной природы. Отсюда вышел сказитель Павел Бажов. Тут, в сорока километрах от Екатеринбурга, он родился и жил до десяти лет, а вдохновение черпал всю жизнь.

Для Бажова Сысерть всегда была городом детства. Где можно ловить рыбу на кузнечиков. Где лес как дом. Где бабка с дедом были первыми рассказчиками старинных преданий. Став взрослым, Бажов услышит их еще от "деда Слышко" на Полевском заводе и от рабочих в Сысерти - с 1925 по 1935 год он шесть раз побывал на уральских заводах. Позже, потеряв сына и не зная, как справиться с болью, сядет и напишет знаменитые сказы. Сборник "Малахитовая шкатулка" выйдет, когда ему будет 60 лет.

Главный сказитель Урала приглашает в свой дом-музей. Фото: Александра Белуза / РГ

Мир бажовских сказов - про силу природы и человека. Всем заправляет строгая хозяйка медной горы. В лесу можно встретить оленя, из-под копыта которого летят самоцветы. А где покажется лихая Огневушка-Поскакушка, там и золото - "вроде редьки посажено". Это, кстати, редкая форма залегания кустового россыпного золота, то есть геологический факт, коих у Бажова вообще много.

Нужная остановка. На родине Бажова отсылки к его сказам можно встретить почти на каждом углу. Фото: Александра Белуза / РГ

- Бажов следил за тем, чтобы фактология была верная. Прежде чем что-то написать, досконально выспрашивал у каменных дел мастеров. Ну и в Сысерти в те времена, если о камне пишешь, нельзя было вообще не понимать ничего, - говорит мне владелец каменной лавки Юрий Ильмурзин.

Малахитовая шкатулка. У входа в природный парк "Бажовские места" стоит каменная лавка Юрия Ильмурзина. Фото: Александра Белуза / РГ

Юрий учился на геолога, в первый поход за камнями пошел в 1985 году. Потом кем только не работал, но увлечение сохранил. Ездил по месторождениям, собрал неплохую коллекцию, а несколько лет назад открыл свою лавку. Прямо как у Бажова: "Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого краешком зацепит, того не выпустит". За стеклом в лавке - лазурит, родонит, тальк, яшма, агаты, солнечный камень… Малахит только нездешний - из Африки, уральские месторождения давно оскудели. У Бажова и про это есть сказ - "Железковы покрышки".

Серебряное копытце и хозяйка медной горы - родом из Сысерти. Фото: Александра Белуза / РГ

За создание особого мира Бажова называют уральским Толкином, хотя его сказы не фэнтези, а скорее были, в основе которых - впечатления детства и горнозаводский фольклор. Как подметила уральская писательница Майя Никулина, чудеса бажовских сказов "непоколебимо здешние, неотторжимы от нас и от нашей горы". Место действия - Сысерть и окрестности. Прототип старого барина - владелец заводов Сысертского горного округа Алексей Турчанинов. Там работал отец писателя, вываривал железо из чугуна.

Каменный цветок. Многоэтажка в центре города напоминает о судьбе Данилы-мастера и поисках красоты. Фото: Александра Белуза / РГ

Краевед Александр Савичев много лет изучает историю города, показывает туристам улицы, по которым ходили герои сказов. Говорит, мир Бажова вполне реален. Вот улица, где жила сирота Даренка из "Серебряного копытца", - прежде Глинная, ныне Шейнкмана. Стоит поныне и дом прототипа деда Коковани, приютившего Даренку, на улице Свердлова, 72. Крепкий сруб.

Сказочный дом. Краеведы выяснили, что тут жил прототип деда Коковани из сказа "Серебряное копытце". Фото: Александра Белуза / РГ

На бледной девятиэтажке яркое панно - каменный цветок. Сысерть вся такая - мост между сказкой и былью. Красоту здесь стараются не искать, а видеть. Например, погибающий когда-то фарфоровый завод теперь центр креативной экономики и промышленного туризма. На легендарное советское производство пришли со своими идеями и эскизами молодые дизайнеры, привлеченные в творческую лабораторию "Антихрупкость". А на экскурсии по цехам можно убедиться, что изящная чашечка ручной работы выдерживает вес взрослого человека.

Фарфор Сысерти. Туристы могут отправиться в путешествие по цехам действующего завода, узнать, из какой глины и как делают изделия из фарфора. Фото: Александра Белуза / РГ

Новое "железо" - инсталляции, спектакли и выставки - выпускают художники и режиссеры на бывшем железоделательном заводе Турчаниновых-Соломирских. Пять лет назад его территорию очистили от мусора и превратили в арт-кластер. Шумит фестиваль "Лето на заводе". Правда, пока только с июня по сентябрь.

Эпоха вернулась. В Сысерти восстановили вывески XVIII-XIX веков. В этом здании раньше была главная контора Сысертского горного округа. Сейчас - краеведческий музей. Фото: Александра Белуза / РГ

Здесь, на заброшенном заводе XVIII века, Савичев создал музей, собрав вместе с волонтерами артефакты - кирпичи, железо, пушечные ядра, утюги… Кое-что нашли на самой территории, но многие вещи музею подарили или они были выкуплены с помощью краудфандинга. "Продается, например, личная печать заводовладельца Дмитрия Соломирского, я пишу, давайте всем миром ее выкупим. И люди со всей страны помогают", - говорит Александр. За пять лет музею помогли 1465 человек.

Феномен Сысерти не номенклатурный подход, а с выдумкой. Агентство развития Сысерти привлекает гранты и бизнес, собирает идеи у горожан. Каждый желающий привносит что-то свое, а власти это не отвергают. "И музей, и креативный кластер создаются неравнодушными людьми. И восхищает сама ситуация, как мы все вместе, прикладывая разные силы, это все делаем", - говорит Александр.

Старый заводской забор преобразился и тоже рассказывает историю города. За ним - и сам завод XVIII века. Фото: Александра Белуза / РГ

Захожу в дом-музей Бажова. Юным экскурсантам из 3-го "Б" класса рассказывают, как раньше мальчишки шли на завод уже в 10-12 лет: "Работа нехитрая - в 5 утра пришел, в 5 вечера домой. 12 часов смена". Такая судьба ждала и Пашу Бажова - на заводе работало семь поколений его семьи. Но однажды он взял томик Пушкина в библиотеке. "Новый получишь, когда этот выучишь наизусть", - сказал библиотекарь. Он, конечно, шутил, но мальчик к словам отнесся серьезно и многое выучил. Уездный врач, знакомый семьи, обратил внимание, что Паша знает Пушкина назубок, и посоветовал родителям учить сына дальше. И даже с этим помог. Бажов поступил сначала в Екатеринбургское духовное училище, потом в Пермскую семинарию. "Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырехклассным образованием", - рассказывал Бажов. Это значит, что без Пушкина не было бы "Малахитовой шкатулки" и других сказов. А без этого и Сысерть сегодня была бы совсем другой.

Забор как искусство. Если долго всматриваться в граффити с Бажовым, он начинает всматриваться в вас. Фото: Александра Белуза / РГ