Суд изменил правила обращения с бездомными животными в Кузбассе

Кемеровский областной суд частично удовлетворил коллективный иск зоозащитников, потребовавших отменить отдельные пункты постановления правительства Кузбасса о порядке обращения с животными без владельцев.
Кемеровской области требуется еще как минимум десять приютов для собак
Кемеровской области требуется еще как минимум десять приютов для собак / Александр Кряжев/ РИА Новости

С административным иском в суд группа общественников обратилась в марте 2025 года. К слову, в Новокузнецком городском округе как раз тогда ввели режим экстраординарной ситуации на фоне участившихся обращений жителей по поводу беспризорных собак. Основанием стало упомянутое постановление областного правительства №90 от 27 февраля 2025 года.

Зоозащитники, ссылаясь на специалистов, утверждают: немотивированной агрессии у собак нет и быть не может, она всегда мотивирована, другое дело, что люди зачастую не могут эти мотивы понять. В хорошем приюте 95 процентов четвероногих социализируются в течение месяца. Да, по федеральному законодательству, предпочтительно и при нормальных условиях вполне достаточно размещать братьев наших меньших именно в приютах, но новый кузбасский порядок этого не предусматривает. Кроме того, в Кемерове, как и в других городах области, нет муниципальных приютов. А частные переполнены: животные массово становятся "бомжами" на фоне воплощения программ масштабной реновации и сноса аварийного жилья.

- В свое время мы выяснили, что нашей области требуется десять приютов, и рассчитали их стоимость. Но ответа на письмо, направленное в профильные министерства, не получили. А сейчас в регионе дефицит бюджета, к тому же создание приютов, требования к которым гораздо жестче, чем к пунктам временного содержания, - не обязанность, а право, - напомнил в ходе судебного процесса главный консультант организационно-правового отдела управления ветеринарии Кузбасса Артем Федоров.

Кемеровские зоозащитники сообщили, что спасли уже около тысячи бездомных животных, и только за прошлый год 294 найденыша передали в добрые руки.

- Мы убеждены, что можно решить проблему гуманным и мирным путем. Зооволонтеры, которые каждый день вносят свой вклад в ее решение, - на самом деле очень мощный ресурс. И странно, что его не берут во внимание, хотя законодательство предоставляет достаточно возможностей для этого. Можно же договариваться с приютами, создавать их на основе государственно-частного партнерства, поддерживать волонтерские организации, проводить просветительскую работу с населением, запускать программы льготной стерилизации, поголовного чипирования животных. Мы не раз выходили на администрацию города с подобными инициативами, но заинтересованности и желания решать проблему общими усилиями, к сожалению, не увидели, - говорит зооволонтер Лариса Никулина.

В ПВС, которые предусмотрены новым порядком, в отличие от приютов, допустимо умерщвление четвероногих, не прошедших тест на немотивированную агрессию. Тестирование - это отдельная тема. Общественники, в частности, не согласились с тем, что не отводится времени на адаптацию животных в ПВС. Сомнения вызвала и сама процедура. Например, проверка реакции на резкие звуки. Сотрудник ПВС заходит в вольер, две-три минуты стоит неподвижно, чтобы собака привыкла к его присутствию, потом трижды ударяет металлической ложкой по металлической миске, а после находится в вольере еще две-три минуты без движений.

- Признаком агрессивного поведения считается даже то, что собака пару раз гавкнула или приняла угрожающий вид, а потом успокоилась, - отмечает Лариса Никулина. - К счастью, суд отменил эти пункты. - А второй очень спорный момент - основания для введения режима экстраординарной ситуации. При его установлении на срок до трех месяцев допускается умерщвление всех животных, отловленных в этот период. Поводом может стать получение двух заявок в месяц о том, что люди встретили трех собак, уже побывавших в отлове (а значит, маркированных, вакцинированных и стерилизованных), которые мешали их свободному передвижению. Но пояснения этой формулировки нет. Получается, воспрепятствованием может считаться даже испуг от одного лишь вида животного.

Новая редакция постановления - с учетом корректировок - должна быть опубликована на официальном сайте "Электронный бюллетень правительства Кемеровской области". Суд в Кемерове, в отличие от Астрахани, Оренбурга и еще ряда регионов страны, частично удовлетворил коллективный иск зоозащитников. Они воспользуются правом подать апелляцию, если увидят, что сохраняется возможность для безосновательного умерщвления бездомных животных. Оспорить судебное решение до 9 ноября 2025 года могут и власти Кузбасса.

Между тем

Губернатор Кемеровской области Илья Середюк поручил профильным ведомствам тщательно проанализировать ситуацию с животными без владельцев. По информации, предоставленной муниципалитетами, с начала года поступило более 7,6 тысячи заявок на отлов, больше всего - из Кемерова, Ленинск-Кузнецкого муниципального округа и Новокузнецка. Но глава региона уверен, что официальные отчеты далеки от реальности. "Нужно обезопасить граждан от агрессивных бродячих животных, а не отработать заявки на отлов", - сказал Середюк.

А кузбасский парламент принял в первом чтении изменения в областной закон "Об административных правонарушениях". Владельцы собак не должны допускать их самостоятельного выхода за территорию домовладения и строго соблюдать правила выгула. Штрафы для нарушителей - от 1,5 тысячи до 2,5 тысячи, а за повторное нарушение - от 2,5 тысячи до 5 тысяч рублей.