Чтобы все эффективно работало, нужны люди, квалифицированные специалисты, которые смогут не только оперировать современными технологиями, но также создавать и совершенствовать их.
Вместе с тем сегодня система высшего образования ДФО и России в целом встречается с рядом проблем. Они связаны и с материально-техническим оснащением, и с механизмами взаимодействия университетов и предприятий. И это в том числе является причиной определенного отставания системы от запросов реального сектора экономики. Мы зачастую готовим специалистов, которые ориентированы на вчерашние, а подчас и позавчерашние технологии, хотя нужны люди для завтрашних производств.
Как изменить ситуацию? Необходимо в целом менять отношение к инженерной профессии. Для этого нужно актуализировать нормативную базу, дополнять, видоизменять практически каждый элемент системы как внутри университетов, так и в процессе взаимодействия с индустриальными партнерами.
Во-первых, если мы хотим получить специалистов для работы с перспективными технологиями, то важно, чтобы сами студенты принимали участие в их разработке.
Во-вторых, важно концентрироваться на приоритетах. Надо отдавать себе отчет, что нереально охватить подготовку инженерных кадров абсолютно по всем направлениям. Необходимо концентрироваться на сферах, имеющих наибольшую значимость для конкретного региона, местных производств, предприятий, которые вносят наиболее весомый вклад в ВРП. Такой вот прагматичный подход - от исследований к технологиям.
Это такие системы, как Web of Science, Scopus. И в результате университеты превратились в организации, продуцирующие, по сути, макулатуру. Очень высококачественную, содержательную, но тем не менее макулатуру.
Да, фундаментальные исследования хороши и нужны, но если они идут в отрыве от прикладных разработок, которые могут быть внедрены, то эффекта не будет. Важен принцип сетевого взаимодействия, выстраивание кооперационных цепочек как с другим организациями системы высшего образования, так и с индустриальными партнерами. Необходимо искать новые методы, способы, средства для взаимодействия по различным механизмам.
Третий важный аспект - ставка на молодежь. Мы искренне верим, что именно молодые ребята-студенты - это те, в кого нужно инвестировать, те, кто будет создавать новые лаборатории, разрабатывать технологии. Соответственно, необходимо менять образовательную модель. Она должна полностью соответствовать концепции новой модели высшего образования, которая сейчас обсуждается и уже буквально со следующего года начнет вводиться во всех университетах Российской Федерации. Такой подход как раз полностью отвечает принципу сетевого взаимодействия, модульности и практико-ориентированности.
Это позволит вузам стать более гибкими, договороспособными по отношению к партнерам. А у студентов появится больше возможностей для перехода на индивидуальные учебные планы, чтобы проводить больше времени на промплощадках, а не только в лекционных аудиториях. Это большая работа, которая сейчас ведется.
Следующая история - студенческие конструкторские бюро. Они были супервостребованы еще в советские годы. Мы сейчас по-настоящему реанимируем этот сценарий взаимодействия. Важно, чтобы наши студенты работали над реальными заказами для производства за реальные деньги.
При этом заработать в данном случае - не самое важное. Главное, чтобы у ребят была определенная ответственность. Приведу конкретный пример. Студенческое конструкторское бюро "ПолитехПром" нашего университета в сотрудничестве с одной из компаний осуществляет сборку беспилотных летательных аппаратов в достаточно серьезных объемах. В дальнейшем мы намерены запустить уже производство печатных плат на базе вуза.
Сегодня крайне важно выстроить системный диалог между университетом, властью и индустрией. Он подразумевает дальнейшие трансформации. Нужно уходить от формата "продавец - покупатель" при взаимодействии. Мы все делаем одно большое дело, поэтому нужно становиться супергибкими. И не только университетам нужно меняться, но и предприятиям. Они должны быть готовы инвестировать в собственное развитие, в подготовку будущих кадров.