В Ростовской области начался бум строительства глемпингов

На Дону набирает популярность относительно новый формат отдыха - на природе, но с комфортом, близким по уровню к гостиничному. За последние несколько лет здесь открылось около двух десятков глемпингов, и интерес к этому бизнесу у инвесторов не ослабевает. Они рассчитывают заработать не только на жителях близлежащих городов, но и воспользоваться трафиком туристов из северной и центральной частей России в сторону Черного моря.
Анастасия Талызина

Вот, например, один из недавно построенных глемпингов в Усть-Донецком районе. Прямо на краю лавандового поля, на живописном берегу реки Северский Донец кипит дровяной самовар, домашними пирожками и вареньем гостей встречает сама хозяйка Ольга Нор-Аревян. Три года назад они вместе с мужем Артемом оставили налаженный городской быт (у нее - престижная должность в крупной международной корпорации, у него - свой бизнес в сфере рекламы) и переехали в район.

- Место мы искали очень долго, - признается Ольга. - Чтобы сделать успешный глемпинг, необходимо учесть огромное количество нюансов. Он должен располагаться на удалении от любых промышленных объектов, в тишине, на природе, желательно, чтобы неподалеку был водоем. Но и не совсем в глуши, иначе люди сюда просто не доберутся.

Приобрести участок, облагородить его и построить первые барны - небольшие домики на винтовых сваях - помогли собственные накопления, а также федеральная субсидия. Сейчас здесь 18 объектов размещения, помимо домиков на 4 - 5 человек, есть и более комфортные дачи для компании или двух небольших семей. В каждом помещении - санузел с горячей водой, полный комплект мебели, кондиционер и другие блага цивилизации. Стоимость суточной аренды начинается от десяти тысяч рублей.

Основная фишка такого места отдыха - возможность оказаться ближе к природе, не выходя из зоны комфорта. Для этого супруги Нор-Аревян постоянно придумывают разные активности для постояльцев и развивают инфраструктуру. В октябре они всей семьей, с родителями и детьми, посадили лавандовое поле: около десяти тысяч кустов для этого специально привезли из Крыма. Поучаствовать в сельхозработах могли и гости - это не только приятно и интересно, но и выгодно.

- Своим гостям мы предлагали скидку на проживание при условии, что те примут участие в посадке. Неважно, сколько кустов они посадят, главным было вовлечь посетителей в сельское хозяйство, дать возможность посмотреть, как это делается, как приложить к этому руку, чтобы приехать через год и увидеть плоды своих трудов, - рассказывает Ольга.

Лавандовое поле, как надеется Ольга, привлечет еще больше гостей.

- Это хорошая локация для красивых фото, особенно на закате, когда солнце заливает мягким светом лаванду. Ждем свадьбы, влюбленные пары, романтиков, - говорит она.

А в прошлом сезоне здесь появилась голубичная плантация.

- Собрали около 400 килограммов ягод. Их с удовольствием брали гости, небольшие торговые точки, часть осталась на варенье, его тоже можно купить в кафе при глемпинге.

Глемпинги - это преимущественно сезонный бизнес: большой наплыв людей - в теплое время года, а также в выходные и праздники. Хотя возможности для расширения временного окна для приема большого количества гостей есть, объясняет Ольга. Так, с помощью регионального софинансирования сделано утепление домиков, и теперь в них будет уютно даже зимой. В ближайшее время владельцы планируют установить крытую костровую зону - по вечерам особенно любят собираться семьи и дружеские компании, дети жарят на огне сосиски и зефир.

Еще одна точка приложения сил инвесторов - развлекательные услуги, что повышает средний чек с каждого гостя. Например, Ольга с Артемом закупили квадроциклы, в теплое время отдыхающим предлагают покататься на лодочках, катамаранах и сап-бордах. Все эти удовольствия приводят к постоянному росту средней загруженности глемпинга. Если в прошлом году она была на 64 процента, то в этом - уже на 68.

Растет и выручка. В 2025 году Ольга с Артемом ожидают получить 60 миллионов рублей, что на 50 процентов больше, чем годом ранее. Все заработанное они хотят вложить в бизнес, прежде всего, в расширение номерного фонда.

- Перспективы у нас большие. Хотим перехватывать транзитный туристический трафик. Если по пути на море или на Кавказ люди останутся в наших живописных местах хотя бы на 2 - 3 ночи, это уже будет колоссальный поток гостей, - надеется Ольга.

Глемпинги становятся важной частью экономики туризма в Ростовской области. На популярном специализированном сервисе glampspace.ru доступны к бронированию девять донских глемпингов, почти все они появились на карте в последние 4 - 5 лет. Специалисты говорят, что объектов, называющих себя глемпингами, в регионе гораздо больше, но далеко не все из них соответствуют высоким стандартам сервиса и инфраструктуры. Росстандарт даже разработал для них специальный ГОСТ, в котором прописаны требования к местоположению, персоналу, оборудованию и коммуникациям, территории, а также к возможному перечню предоставляемых ими услуг. Правда, ГОСТ вступит в силу в следующем году, а пока носит рекомендательный характер.

- Сейчас в эту сферу окунулось много предпринимателей без опыта в индустрии гостеприимства, и это очень опасно. ГОСТ поможет правильно оценить риск и не оказаться в положении, когда в объект уже вложены немалые суммы, он еще не приносит денег, а средств у инвестора больше нет, - прокомментировала Ольга Нор-Аревян.