Какие новинки показали на выставке сельхозпроизводители и пищепром Урала

Межрегиональная агропромышленная выставка УрФО ежегодно становится своего рода смотром, на котором крупнейшие сельхозпредприятия федерального округа показывают, чего добились за год, какие новинки освоили. Не стала исключением и тринадцатая по счету выставка, которая в этом году прошла в Екатеринбурге.
Молодые горожане никогда не видели, как растут клюква или морошка, а на выставке их можно было попробовать и купить.
Молодые горожане никогда не видели, как растут клюква или морошка, а на выставке их можно было попробовать и купить. / Татьяна Андреева/РГ

Климат не помеха

Не на всей территории УрФО климат благоприятствует развитию сельского хозяйства, тем не менее округ полностью обеспечивает себя мясом, картофелем и яйцами, с избытком производит муку, макаронные изделия и консервы. АПК - важнейшая отрасль, в которой в шести регионах Урала и Западной Сибири работают свыше 110 тысяч человек, отметил полпред президента России в УрФО Артем Жога.

- На мировом рынке сегодня очень серьезная конкуренция, жесткое противостояние со стороны недружественных стран, но я уверен, что наши с вами общие усилия, совместная работа федеральных органов власти, полпредства, региональных органов управления АПК и сельхозтоваропроизводителей помогут решить все задачи, обеспечить нашу продовольственную безопасность, - подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства РФ Роман Некрасов, приветствуя участников и гостей выставки.

Урожай этого года радует - планы повсеместно перевыполнены. А о продовольственной безопасности страны лучше всяких слов говорили выставочные стенды предприятий, где были представлены и продукты питания, и новые сорта овощей и зерновых культур, и современные удобрения. А экспозиции регионов УрФО лучше учебников по экономической географии демонстрировали их климатические, хозяйственные и отчасти даже исторические особенности. Кстати, гости "Екатеринбург-ЭКСПО" могли не только попробовать самые разные изделия, но и активно закупали свежайшие продукты и деликатесы - цены радовали.

Шоколад с олениной

На стенде Тюменской области с продукцией Боровской птицефабрики соседствовали мясо, рыба, элитный картофель, молочные продукты, замороженные ягоды. Гости смогли оценить и вкус необычных продуктов, например сублимированной клубники. Особая технология позволяет сохранять до 99 процентов витаминов и других полезных веществ. Производитель уже готовится к выходу на рынок Китая.

Санкции подтолкнули уральских предпринимателей к освоению новых видов продукции

Предпринимательница из Тобольска Дарья Егорова разыскивает уникальные, в том числе старинные рецепты и готовит удивительные продукты. Скажем, орехово-грибная паста одинаково хороша и в конфетах, и в качестве соуса к мясным и рыбным блюдам. Кроме того, можно было попробовать конфеты с хреном, свеклой и чесноком, щавелем и крапивой, с огурцом и медом. И сласти со столь экзотической начинкой оказались на удивление вкусными.

Стенд Югры притягивал северными деликатесами и дикоросами: изысканная рыба, оленина, клюква, брусника, кедровые орехи. В витринах красовались огромные осетры, шоколад с... ягелем и олениной, консервы из оленьего и лосиного мяса, которые пользуются спросом за рубежом. Новинка года - готовые обеды, включающие все, от горячего блюда до десерта: такие герметично упакованные наборы в округе выдают добровольцам, отправляющимся на СВО.

Кстати, помимо продукции на стендах регионов были представлены важнейшие инвестиционные проекты. Скажем, в Югре - это возобновление популяций ценных рыб в северных реках, которым занимается Югорский рыбоводный завод. Там выращивают молодь сибирского осетра, муксуна, форели, пеляди, стерляди - только муксуна выпускают до 30 миллионов особей в год.

От сырка до сыра

Курганскую область представляли 19 агропредприятий. Здесь были, конечно, и молочные продукты, и мед, и знаменитая местная рыба сырок. Дипломы и медали выставки за качество получили мясные продукты КХ "Барабинское". Гордость директора крестьянского хозяйства Федора Ярославцева - роботизированная ферма, производство на которой почти полностью автоматизировано.

На стенде Свердловской области привлекли внимание новейшие разработки селекционеров, среди которых необычная картошка фиолетового цвета - скороспелая и, по словам разработчиков, очень полезная и вкусная. Ну и, конечно, богато были представлены сыры, молочные и мясные продукты. Так, Ирбитский молочный завод привез на выставку популярные у уральцев товары - творог, сметану, кефир. Акцент же сделал на десертную группу: йогурты, сгущенное молоко, мороженое. Многое из представленного - новинки, которые появятся на прилавках только к середине ноября, так что посетители выставки смогли попробовать и оценить их первыми.

В свое время санкции подтолкнули уральских предпринимателей к освоению новых видов продукции. И если несколько лет назад найти в магазинах хороший сыр было сложно, то сегодня десятки фермеров предлагают свои сорта - они уже не хуже заграничных, а выбор богатейший.

Секреты полного цикла

Среди успешно развивающихся компаний Свердловской области - агрохолдинг "Сибагро". Он представлен в регионе тремя производственными площадками, одна из которых - Уральский мясокомбинат - производит в месяц 550 тонн колбасы и мясных деликатесов, 250-300 тонн полуфабрикатов и более двух тысяч тонн обвалки (сырого разделанного мяса). По сути это 80 процентов мясного рынка Среднего Урала. Покупателей радует высокое качество продукции холдинга и стабильные цены. А все дело в том, что компания выстроила производство замкнутого цикла.

- Предприятия, которые закупают сырье, в большей мере зависят от колебаний рынка, чем мы, - объяснил директор мясокомбината Евгений Русаков. - Мы сами выращиваем зерно, производим из него комбикорм, откармливаем животных и перерабатываем мясо в готовую продукцию. Это гарантирует стабильность и качество на всех этапах производственной цепочки.

Предприятие чувствует тренды рынка и мгновенно откликается на меняющиеся предпочтения потребителей, создавая именно те продукты, которые ждут люди.

- Мясной рынок в регионе очень активно развивается, и, чтобы удержать лидерство, нужно оперативно реагировать на все изменения на нем. Меняется культура потребления продуктов питания - и мы меняемся в соответствии с новыми тенденциями. К примеру, сейчас наблюдается резкий рост спроса на полуфабрикаты - буквально на 30 процентов в квартал. И мы оперативно увеличили их объем и ассортимент, чтобы каждый мог выбрать что-то по своему вкусу, - подытожил Евгений Русаков.