Собянин: Каждый третий столичный ученик принимает участие во Всероссийской олимпиаде школьников

Каждый третий столичный ученик принимает участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Об этом сообщил в своем канале мэр Москвы Сергей Собянин. "Это больше 500 тысяч ребят", - отметил глава города.

Постоянно растет и количество наград сборной Москвы. Так, по итогам прошлого сезона установлен рекорд - 1863 диплома. Это на 40% больше, чем год назад. Победители и призеры были из каждой второй столичной школы. Для сравнения: в 2010-м москвичи завоевали всего 278 дипломов, а награды получили ученики только 74 школ.

Такой прогресс - результат уникальной системы подготовки олимпиадников, выстроенной в Москве, пишет мэр. С ребятами работают лучшие тренеры: педагоги школ, преподаватели университетов и студенты ведущих вузов, которые побеждали на национальных и международных олимпиадах.

Для олимпиадников задействованы все возможности города: ребята посещают лекции и семинары, встречаются с учеными и экспертами, решают практические задания и разрабатывают собственные проекты.

Например, сборные по физике и биологии занимаются в МГУ, команда по труду - в РУДН, а сборная по праву - в МГИМО.

При этом некоторым ребятам удается продемонстрировать отличные знания и даже победить в нескольких дисциплинах Всероссийской олимпиады школьников. Например, Тихон Пуляев, одиннадцатиклассник из московской гимназии на юго-западе № 1543 имени народного учителя Российской Федерации Ю.В. Завельского, не раз становился лучшим по географии и в прошлом учебном году выиграл состязание по МХК. А Михаил Сакмаров, десятиклассник из школы № 1770, - призер по обществознанию, но теперь планирует быть первым по истории, искусству и экологии.

В этом учебном году главная олимпиада страны для школьников проводится по 28 направлениям, в том числе впервые по искусственному интеллекту. По итогам регионального этапа определится состав сборной Москвы, которая представит город в финале олимпиады.

Прямая речь

Артем Шишов, директор Центра педагогического мастерства:

- В Москве начались занятия по подготовке ребят к Олимпиадам. Занятия достаточно интересные, происходят на разных площадках, задействована вся инфраструктура нашего города: это и высшие учебные заведения, и парки, и школы, и лучшие лаборатории, которые есть у нас сейчас. Ведь олимпиады сегодня - это не только теоретические задания, но это еще и много практики, исследований, различных практических работ.

Ребята исследуют весь город и готовятся везде, чтобы показывать достойные результаты на Олимпиадах. Это позволяет школьникам добиться лучших показателей на Всероссийской олимпиаде школьников. Сборная Москвы уже неоднократно являлась лидером в нашей стране по дипломам на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Сергей Литинский, главный тренер сборной Москвы по праву:

- В 2014 году сборная Москвы завоевала 9 дипломов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, а в прошлом, в 2025 году, московская сборная получила 103 диплома победителей и призеров. То есть рост примерно в 11 раз. И, конечно, все это возможно исключительно благодаря тому, что город проводит системную работу по массовому выявлению талантов, по развитию талантов.

На сегодняшний день сборная Москвы насчитывает более 400 ребят с 7 по 11 класс. Они занимаются на базе ведущих вузов нашей страны: таких как МГУ, МГИМО, Высшая школа экономики, Российский университет дружбы народов. Ребенок уже со школьной скамьи понимает, что это университет мечты и стремится туда поступить.

Последние несколько лет мы также активно работаем с резервом, где обучаются более 100 школьников с 6 по 10 класс. В этом году они познакомятся с основами, а уже в следующем они начнут на интенсивную подготовку, чтобы в апреле 2027 года стать победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по праву и достойно представить столицу.

Даниил Царьков, ученик олимпиадной сборной Москвы по праву:

- Я капитан сборной Москвы по праву. В сборную попал очень спонтанно: в 9 классе мне нужно было получить красный аттестат, и моя учительница по обществознанию сказала, что поставит мне пятерку, если я схожу и хорошо напишу работу на отборе в сборную. Сначала я даже не поверил, что меня могут туда взять, но я хорошо написал работу и меня пригласили в команду.

Ребятам, которые только пришли на этот путь, я искренне хочу пожелать, чтобы они не стеснялись заявлять о себе, чтобы они знакомились друг с другом и вместе шли к большой цели. Потому что хоть сборные ставят цель достичь высот в олимпиадном движении, самое ценное - это люди, с которыми мы идем по этому пути. Все наши ребята - это будущие лидеры России, которые будут строить нашу страну, развивать ее.

Софья Токарева, ученица олимпиадной сборной Москвы по праву:

- Я обучаю сборную Москвы по праву. С 9 класса я участвовала в различных олимпиадах, также пробовала участвовать во ВсОШ, но больше времени все-таки я уделяла подготовке к ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. В 10 классе я поняла, что мне нравится работать в школьной программе, рассказывать школьникам про право. Поэтому я целенаправленно искала место - школу, курсы по подготовке, где я смогу делать то, что мне нравится. Так я нашла сайт "Сборная Москвы по праву", подала заявку и поступила сюда.

У меня не очень много опыта взаимодействия со сборной, но тем, кто вошел в состав сборной совсем недавно, я могу посоветовать, что делать в трудные минуты, как осилить огромные объемы материала, оказать поддержку.

Тихон Пуляев, ученик 11 класса школы N1540:

- Я увлекаюсь географией и историей искусств. Две этих, казалось бы, никак не связанных дисциплины, на самом деле, имеют пересечения и помогают в удачном написании олимпиад. К примеру, произведения искусства могут затрагивать географические явления и процессы, и это помогает не забывать о географии даже во время посещения художественных галерей.

Михаил Сакмаров, ученик 10 класса школы N1770, призер олимпиады по обществознанию:

- Я искренне убежден, что всесторонне развитые личности - самые интересные, поэтому уже в 8 классе писал олимпиады по разным предметам. Нахождение одновременно в нескольких сборных открывает широкие междисциплинарные возможности как минимум для мышления человека, что позволяет смотреть на мир шире, а также анализировать жизнь через призму разных наук.

Сборные Москвы очень сильно помогают в подготовке к олимпиадам. Буквально каждый день в различных сборных проходят вечерние занятия, которые позволяют эффективно готовиться ко ВсОШ и другим олимпиадам. Также для команд проходят выездные учебные сборы, которые для меня важны не только с учебной точки зрения, но и как возможность провести время с единомышленниками, которые имеют похожие с тобой цели. Люди - главная составляющая всех сборных. Подготовка очень важна, но именно комфортное окружение делает ее приятнее и позволяет не перегореть.