Банки блокируют крупные переводы самому себе по СБП: Какие операции могут вызвать подозрения

ЦБ подтвердил право блокировать переводы самому себе по СБП из-за мошенников
В Центробанке подтвердили, что банки вправе блокировать денежные переводы клиентов самим себе между своими счетами при подозрении на действия под влиянием мошенников. Ранее на проблему жаловались читатели "РГ", она касается в том числе переводов по Системе быстрых платежей (СБП).

Это вынужденная мера безопасности, поскольку мошенникам удается убеждать россиян переводить самим себе крупные суммы, чтобы преступникам потом было легче украсть сразу все сбережения с одного счета, объяснил ситуацию директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.

"Сейчас распространены случаи, когда злоумышленники убеждают человека перевести себе по СБП сбережения со своих счетов в других банках. Мошенникам легче похитить деньги, когда они на одном счете, тем более если злоумышленники получили к нему доступ. Поэтому крупные переводы самому себе по СБП мы планируем включить в обновленный перечень мошеннических признаков", - рассказал Уваров в интервью РИА Новости.

На особый контроль банки возьмут случаи, когда после перевода денег самому себе по СБП клиент попытается перечислить сумму от 200 тыс. рублей и более другому человеку, которому в течение полугода он не совершал никакие переводы. Это будет считаться подозрительной операцией и поводом для проверки.

Также Уваров сообщил, что ЦБ выявил рост хищений денег мошенниками в третьем квартале 2025 года на 50% в сравнении со средним значением за предыдущие четыре квартала.

Но есть и хорошие новости. Благодаря мерам борьбы с мошенничеством, теперь лишь одна из 146 попыток перевода денег преступникам оказывается успешной. Год назад на каждый мошеннический перевод приходилось 55 неудачных операций. В Центробанке намерены улучшить меры защиты россиян за счет донастройки антифрод-процедур, повышения финансовой грамотности, культуры и бдительности россиян.

Преступники тоже не сидят сложа руки, они выдумывают новые схемы и приемы обмана. По этой причине список признаков мошеннических операций постепенно расширяется, хотя это и может иногда доставлять неудобства клиентам банков.

Приказ с обновленным списком признаков мошеннических переводов ЦБ планирует опубликовать в ближайшее время. А пока в пресс-службе Центробанка разъяснили, что все российские банки строго обязаны проводить антифрод-мероприятия для борьбы с мошенниками, не исключая и тех случаев, когда клиент переводит деньги на собственный свой счет, открытый в другом банке. Это необходимо, чтобы снизить вероятность кражи денег у людей.

Мошенникам удается все меньше успешных попыток обмана россиян, но общая сумма ущерба от результативных атак продолжает расти

"При появлении обоснованных подозрений о мошеннической операции для ее предотвращения банк обязан принимать предусмотренные законом меры. При возникновении споров с банком гражданин может прибегнуть к услугам финансового омбудсмена или обратиться в суд", - посоветовали в Банке России.

Если банк не станет проверять подозрительные операции согласно установленным правилам, он может сам понести ответственность - то есть компенсировать клиенту ущерб от действий мошенников. Помимо этого банкиры должны совершенствовать свои приложения для смартфонов, чтобы их нельзя было просто взломать вредоносной программой. В ЦБ рассматривают возможность закрепить за ними такую обязанность в следующем году.

Заблокировать платеж человека самому себе банк может по Закону N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", который устанавливает, в том числе, обязанности банков по предотвращению переводов без добровольного согласия клиента, прокомментировала "РГ" финансовый уполномоченный Светлана Максимова. По ее словам, помимо директив из ЦБ, банки обязаны разрабатывать и применять собственные антифрод-системы, опираясь на методические рекомендации Центробанка.

Обычно банки разблокируют переводы после разговора со службой безопасности по телефону или личного визита клиента с паспортом в банк. "В случае необоснованного отказа банка от разблокировки платежа людям следует обращаться в Банк России, а также возможно обратиться в суд. К нам - в Службу финансового уполномоченного - можно обращаться лишь с имущественными требованиями к банку, то есть с требованиями о взыскании с него денежных средств. Например, если ввиду незаконной блокировки клиент не может получить свои деньги, к примеру, снять наличные. При обращении к финансовому уполномоченному можно защитить свои права без оплаты услуг юристов и в досудебном порядке. В последние годы этот путь решения проблем набирает популярность", - рекомендует Светлана Максимова.