Подписание состоялось сегодня в Москве в присутствии президента нашей страны Владимира Путина и президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева, совершающего государственный визит в Российскую Федерацию. "Формирование межгосударственной комиссии является очередным этапом, необходимым для подготовки к первому испытательному пуску новой российской ракеты-носителя "Союз-5" в рамках совместного российско-казахстанского проекта "Байтерек", - сообщает "Роскосмос".
Как уже сообщала "РГ", Россия и Казахстан находятся в тесной кооперации в области космических исследований - об этом Владимир Путин заявил на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Казахстана. "Реализуется проект "Байтерек", предусматривающий создание нового ракетно-космического комплекса для запусков перспективной российской ракеты-носителя "Союз-5", - рассказал президент РФ. Путин рассчитывает, что первый запуск с "Байтерека" на Байконуре состоится в 2025 году.
Первая летная ракета-носитель "Союз-5" уже доставлена на космодром Байконур из ракетно-космического центра "Прогресс". Новейшая в истории отечественной космонавтики ракета прибыла на Байконур, преодолев путь почти в 1800 км - от Самары (РКЦ "Прогресс") до космодрома. Блоки ракеты доставлены в монтажно‑испытательный корпус, где ракету будут готовить к предстоящему пуску.
Это ракета среднего класса, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на различные типы орбит: низкую околоземную, солнечно‑синхронную, высокоэллиптическую, геопереходную, геостационарную, а также отлетную траекторию. В перспективе может использоваться для пусков по пилотируемым программам.
В октябре в Научно-испытательном центре ракетно-космической промышленности были проведены наземные огневые испытания первой ступени ракеты "Союз-5". Как тогда рассказали в "Роскосмосе", был использован двигатель РД-171МВ с тягой 800 тонн, компоненты - керосин и жидкий кислород. Продолжительность - 160 секунд. Это ключевые моменты испытания. Как подчеркивают эксперты, это самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель: при весе в 10 тонн тяга у него составляет 800 тонн.
Специалисты проверили взаимодействие бортовых систем. Эта ступень также является первой ступенью перспективной ракеты сверхтяжелого класса.
Как сообщалось ранее, для потребителя - заказчика пусковых услуг - ракета "Союз-5" от "Союза-2" отличается прежде всего грузоподъемностью. На низкую околоземную орбиту ракета-носитель среднего класса "Союз-2" выводит порядка восьми тонн в зависимости от космодрома запуска. "Союз-5" - носитель тоже среднего класса, но на такую же орбиту, например с космодрома Байконур, будет выводить 17 тонн.
Таким образом, у новой "машины" по массе полезной нагрузки характеристики лучше более чем в два раза, а значит, она сможет решать самый широкий спектр задач.
Напомним, история совместного российско-казахстанского проекта по созданию инфраструктуры для запуска космических аппаратов с космодрома Байконур экологически чистыми ракетами-носителями (проект "Байтерек") началась в 2004 году с подписания Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур". Стороны договорились разработать и возвести на космодроме космический ракетный комплекс с высоким уровнем экологической безопасности.
Как ранее сообщалось, основной принцип проекта - его совместная реализация: российская сторона создает перспективное средство выведения на экологически чистом топливе, а казахстанская - наземную инфраструктуру для его запусков. При этом для российской стороны преимуществом такого решения являлось снижение затрат на реализацию проекта и получение дополнительной стартовой площадки для перспективной ракеты, а казахстанской оно дало возможность создания собственной современной наземной космической инфраструктуры для средств выведения, а также сохранения востребованности космодрома Байконур.
Изначально проект планировалось реализовывать на базе ракеты "Ангара", однако впоследствии он был переориентирован на "Союз-5". Принятие такого решения позволило дополнительно оптимизировать расходы, в первую очередь, казахстанской стороны, в связи с тем, что создание наземной космической инфраструктуры осуществлялось не с нулевой отметки, а путем модернизации существующих объектов наземной космической инфраструктуры.
По оценке экспертов, проект "Байтерек" выгоден для обеих сторон. Так, для России он позволяет ускорить процесс начала летных испытаний и вывода на рынок нового изделия - носителя "Союз-5", а для Казахстана - сформировать в стране новые компетенции, сохранить и развить исторически и стратегически значимый объект - Байконур.
С прибытием на космодром Байконур новой ракеты "Союз 5", изготовленной для реализации совместного казахстанско-российского проекта "Байтерек", в истории Байконура начинается новая страница.