
К съемкам приступили в середине сентября - сначала в Санкт-Петербурге, потом в Москве, а в октябре киногруппа перебазировалась в Краснодарский край, где, как известно, до глубокой осени бывает комфортно и тепло. Корреспонденты "РГ" побывали на площадке в Кабардинке и увидели, как магическим образом авторы кадр за кадром воплощают романтику уходящего лета.
Пожалуй, одним из главных персонажей в картине является красный кабриолет (Ford Mustang), с него-то и начинается вся история. Машина мчится из Питера в Сочи, за рулем - дерзкий фотограф по имени Тема. С ним его бывшая, но по-прежнему любимая жена Саша, и... ее новый жених Глеб. Погони, драки, дрифт: в этом путешествии через всю страну Тема сталкивается с жизненными вызовами и готов на все, чтобы помешать новой Сашиной свадьбе. А роковая автостопщица Кира, спасенная ребятами, в этом ему поможет…
И хотя увидеть кабриолет на обрывистом берегу эко-отеля, где снимаются эпизоды, нам так и не довелось, однако создатели фильма поведали о нем любопытные подробности. Во-первых, автомобиль был специально куплен на Кубани и затем проделал внушительный путь до старта съемок в культурной столице. Во-вторых, в дороге по сценарию с ним случаются разные происшествия, оставившие разрушительные следы на ярком кузове. Естественно, машину жалко портить, даже для натурализма в кадре. Выручила смекалка. Художники изрядно потрудились, чтобы состарить раму, - убедительно замазали ее грязью и краской.
- В фильме я выполняю определенные трюки, и так как я лет с пяти серьезно занимался карате, то особых проблем не возникало, только в дрифте пришлось перебарывать страх, - делится уроженец Армавира и исполнитель роли Темы актер Арам Вардеванян. - Съемочной группе я как-то неожиданно для себя соврал, что владею техникой прохождения поворотов, подписал бумагу о полной ответственности в случае повреждения машины и… сел за руль. Дрифтил один, чтобы не подвергать никого риску. Все прошло отлично.
Арам добавляет, что его появление в проекте было спонтанным - роль предложили всего за четыре дня до старта съемок, после того, как "слетел" другой артист. Поначалу он сомневался - проходить ли пробы, так как привык к более тщательной подготовке. А при прочтении сценария сразу бросился в глаза импульсивный характер Темы, принимающего решения буквально на ходу, и, подумал: наверно, все правильно, и складывающаяся самопроизвольность сделает героя на экране более естественным.
Ключевая особенность фильма - меняющийся пейзаж за окном автомобиля. Сюжет разворачивается на трассе к главному черноморскому курорту страны, но создатели сознательно отошли от географической точности, и до Кабардинки провели съемки еще и в Абинске, Новороссийске и Геленджике.
- Нам важны были кинематографическая насыщенность маршрута и его доступность, так что необходимую фактуру нашли здесь: небольшие города, леса, поля, море, - говорит режиссер-постановщик Илья Храмов. - Работа в жанре роуд-муви, да еще с примесью романтической комедии, для меня, можно сказать, дебют, ранее больше имел дело с триллерами, но и в экшене, поверьте, можно разрабатывать психологию персонажей, добавлять юмор, который придает любой истории живость. В то же время производственный процесс таит немало сложностей: это и частая смена локаций, и необходимость постоянно держать в голове сюжетную линию целиком и при этом органично "дробить" героев с учетом их внутренних изменений на каждом отрезке фильма. Надеюсь, получится грамотно смешать все элементы.
…На берегу члены съемочной группы в куртках и пальто, пусть и распахнутых под лучами разыгравшегося осеннего солнца, но уже не согревающего в полной мере. Но недаром говорят о волшебной силе кинематографа. На экране она заключается в эмоциях, заставляющих нас смеяться или плакать, а на съемочной площадке в том, как после команды "Мотор, начали!" обстановка разом преображается:
- Можете говорить в голос, и даже то, что о нас думаете! - с шуткой инструктирует статистов помощник режиссера перед ударом кинохлопушки.
По вымощенным дорожкам навстречу друг к другу двинулись пары. Так снимается дубль с собирающимися на свадьбу гостями. Готовясь к кадру, актеры массовки выпили горячего чая, чтобы защититься от прохладного морского бриза. Мужчины в тонких белоснежных рубашках, женщины в открывающих плечи платьях, вот они неспешно поднимаются по ступеням празднично убранной беседки, и зеленые кусты на лужайке, создают ощущение настоящего кусочка лета.
- Как раз утром мы сняли сцену, в которой захожу в море в свадебном платье, и это очень взбодрило, - с улыбкой замечает Юлия Франц, сыгравшая роль Саши. - Вообще, мне кажется, за эти полтора месяца съемок я даже похудела, причем не только я. Хотя кормят нас хорошо и сложилась дружная команда. Но напряженное повествование фильма - с приключениями, развитием любовной истории - требует большой концентрации. Моя героиня непростая, как и я. Она работает дизайнером в Санкт-Петербурге, увлечена своим делом, и в ней присутствует синдром отличницы. В это путешествие она отправляется для того, чтобы разобраться в незавершенных ситуациях прошлого, открыть новую страницу жизни. Я тоже склонна к рефлексии, мне необходимо время для осмысливания пережитого.
Над проектом работают Черноморская киностудия совместно с кинокомпанией СКИФ и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
- Как правило, творческая часть съемочной группы приезжает из столицы со своими кинокамерами (оптика - капризное устройство, и операторы выбирают аппарат под свои нужды), мы же на месте предоставляем технологическое оборудование, - отмечает генеральный директор Черноморской киностудии Александр Сотников. - Кинопроцесс постоянно совершенствуется, и требования приезжающих коллег тоже повышаются. Поэтому важна не только современная технологическая составляющая, но и наличие специалистов, в особенности второго и третьего кадрового резерва. В творческих вузах в первую очередь готовят режиссеров и операторов, в то же время существует колоссальная потребность в реквизиторах, светотехниках, звукооператорах.
В Краснодарском крае регулярно формируют обучающие курсы по этим направлениям, и, по мнению Александра Сотникова, линейку "продуктов" нужно расширять и углублять, чтобы и дальше развивать киноиндустрию в регионе. Тем более после того как открыли аэропорты в Геленджике и Краснодаре, логистика для съемочных групп значительно упростилась. Впрочем, Кубань по-прежнему остается третьей в списке по объемам кинопроизводства после Москвы и Санкт-Петербурга, просто конкуренция между регионами тоже растет.
В Краснодарском крае за последние пять лет сняли более 230 кинопроектов, среди которых сериал "Орлинская", комедия "Виноград", российско-иранская лента "Алмаз. Сердце Персии", "В лето сбежим" и другие. В октябре этого года в российский прокат вышла драма "Первый на Олимпе", посвященная выдающемуся советскому спортсмену Юрию Тюкалову - двукратному олимпийскому чемпиону по академической гребле. Часть съемок ленты прошла именно в Сочи.
Кстати
С 2020 года на Кубани 29 кинокомпаний получили свыше 202,5 миллиона рублей субсидий, что позволило выпустить порядка 60 картин. Съемочные группы вложили в экономику края более 1,2 миллиарда рублей, привлекая к работе 640 местных контрагентов. Сегодня действует система региональных рибейтов - компенсация до 30% затрат, а также специальный микрозайм "Кино" под 3% годовых для предпринимателей отрасли.