Навигационные пломбы по опыту Союзного государства внедрят в ЕАЭС

Успешный опыт Беларуси и России по применению навигационных пломб при перевозке грузов будет использован для внедрения на всей территории Евразийского экономического союза в следующем году. Об этом "СОЮЗу" рассказали представители транспортно-логистического центра "Брест-Белтаможсервис-2". Как организована работа с навигационными пломбами, корреспонденты смогли ознакомиться в одном из ключевых логистических узлов на западной границе Беларуси.

Взять за образец

Система отслеживания перевозок с применением навигационных пломб будет запущена на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в феврале 2026 года. Беларусь и Россия имеют большой опыт применения навигационных пломб и фактически стали драйверами внедрения его механизма в ЕАЭС, рассказали в ТЛЦ "Брест-Белтаможсервис-2". Свои системы отслеживания движения товаров Беларусь и Россия запустили почти синхронно в 2020 году. А с января 2025 года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. В настоящее время навигационные пломбы обязательны для ввозимых из третьих стран товаров, таких как алкоголь, табак, меховые изделия, электроника и опасные грузы. В Беларуси национальным оператором отслеживания перевозок назначено РУП "Белтаможсервис", а в России - ООО "Центр развития цифровых платформ".

Внедрение навигационных пломб является важным шагом в формировании новой транспортно-логистической инфраструктуры, отметил директор Брестского филиала РУП "Белтаможсервис" Виталий Балдовский. Он подчеркнул, что это повышает безопасность транзитных перевозок и упрощает контроль за перемещением товаров.

Заглянем в черный ящик

Навигационная пломба - это устройство, которое обеспечивает онлайн-отслеживание груза на всем маршруте перевозки, начиная с момента его навешивания и до снятия. Пломба - бесшовное устройство, то есть на всем пути следования не перевешивается. Наложенное в одной стране, оно будет действовать и в другой, что упрощает процесс транспортировки. Подзаряжается электронная пломба с помощью солнечной батареи, и, как нас заверили, такой зарядки хватит, чтобы, например, доставить груз от Бреста до Владивостока.

Представители ТЛЦ показывают, как устанавливается пломба. С виду она похожа на небольшой черный ящик, а сам процесс занимает практически пару минут. Навешивается она на двери фуры.

Пломба будет не только фиксировать местоположение груза, но и предупреждать о попытках несанкционированного доступа к грузовому отсеку

"Быстро и просто. Теперь пломба будет не только фиксировать местоположение груза, но и предупреждать о попытках несанкционированного доступа к грузовому отсеку, что минимизирует риски кражи и хищения, - говорит Виталий Балдовский. - Данные о перемещении груза передаются в специализированную информационную систему, и собственник, так же как и таможенные службы, может наблюдать в приложении за маршрутом, отслеживать попытки снятия или взлома пломбы, потерю сигнала".

По словам Виталия Балдовского, если водитель свернул с дороги или слишком долго стоит на месте, владельцу также приходит уведомление. Когда транспортное средство прибывает на место назначения, пломбу снимают.

Ожидание с комфортом

Подъезжая к транспортно-логистическому центру, мы увидели большие очереди из фур на обочине. Ситуация с очередями на белорусско-польской границе пока остается сложной, с сожалением пояснили нам в ТЛЦ "Брест-Белтаможсервис-2". Поляки по-прежнему работают вполсилы, заставляя даже своих граждан томиться в ожидании оформления на въезд в Евросоюз. Сейчас в очереди на белорусской стороне ожидают около трех тысяч фур, а в пиковые дни доходило до четырех тысяч. По словам Виталия Балдовского, делается все, чтобы водителям было максимально комфортно и безопасно ждать своей очереди. Для них введена электронная очередь, водителю теперь нет необходимости постоянно сидеть в машине. Все зарегистрированы, и по мере продвижения их вызывают в пункт пропуска.

А с нового года здесь должно стать еще комфортнее: появится зона ожидания на 800 фур. Оборудуют круглосуточное кафе на 30 столиков, санузлы, душевые и прачечную. За своей очередью можно будет следить на четырех электронных табло. Мы заглянули на стройку - зона ожидания действительно впечатляет. Как нам пояснили, 21 гектар земли - это территория почти в 30 футбольных полей.

Брестский филиал "Белтаможсервис" является отправной точкой экспортно-импортных и транзитных грузопотоков в международных транспортных коридорах. Развитая инфраструктура, оптимальная организация рабочих и логистических процессов, грамотное использование финансовых средств позволили Брестскому филиалу "Белтаможсервис" занять лидирующие позиции в логистической отрасли региона. В настоящее время ТЛЦ "Брест-Белтаможсервис-2" - это мультимодальный логистический комплекс на 15 тысяч квадратных метров. Здесь предоставляют складские услуги: хранение, консолидацию, деконсолидацию грузов, в том числе и транзитных. Выполняются перевалка с одного транспортного средства на другое, перецепка, упаковка, сортировка, маркировка товаров. Есть холодильные камеры, присутствуют ветеринарная и фитосанитарная службы. На площадке транспортно-логистического центра можно размещать одновременно более 100 машин.

Пресс-тур "Обеспечение продовольственной безопасности Союзного государства" был организован Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь при поддержке МИД Беларуси и Брестского облисполкома.

В тему

В условиях принятия правительством Литвы решения о закрытии пунктов пропуска с Беларусью на неопределенный срок бизнес сталкивается с серьезными логистическими вызовами. В ответ на сложившуюся ситуацию РУП "Белтаможсервис" разработало альтернативный маршрут в Литву для бизнеса. Филиал "Офис логистики" предлагает железнодорожную доставку грузов от/до станции Молодечно Минского отделения Белорусской железной дороги. Маршрут поможет выполнить перевозку в железнодорожных вагонах, провести таможенное оформление непосредственно на станции, обеспечить стабильную логистику в направлении Литвы. Железнодорожный путь, как отмечают в РУП "Белтаможсервис", - это не только решение на период закрытия границы, но и стратегическая возможность для оптимизации затрат, повышения надежности и сохранения темпов поставок.

Тем временем

Более 1,1 тыс. грузовых автомобилей с литовскими номерами, скопившихся в Беларуси после одностороннего закрытия Литвой границы, разместили на специальных стоянках. Об этом сообщили в пресс-службе МИД Республики Беларусь. Большинство фур находились на подъездных путях к пунктам пропуска "Каменный Лог" и "Бенякони".

Ситуация начала обостряться после того, как власти Литвы с 29 октября закрыли на месяц автодорожную границу через пункт пропуска "Шальчининкай", а деятельность пункта пропуска "Мядининкай" ограничили. В ответ Беларусь ограничила белорусско-литовским участком границы движение грузовых автомобилей, тягачей и прицепов литовской регистрации. Как сообщалось, власти Литвы также начали рассматривать возможность остановки перевозок белорусских грузов по железной дороге.

Ситуацию на границе прокомментировал Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании с Правительством.

"Вы знаете, что литовские власти, подчеркиваю, народ Литвы не имеет к этому никакого отношения, закрыли государственную границу между Беларусью и Литвой. Мы знаем реакцию граждан Литвы, бизнеса на эти действия. Естественно, властям Литвы пришлось шевелиться и предпринимать какие-то действия", - заметил Президент. Он рассказал, что власти Литвы выразили заинтересованность в урегулировании ситуации. Но вместо того, чтобы решать вопросы на межгосударственном уровне, они решили "мышковать" - перенести вопрос на уровень пограничной заставы - и обратились в Лидский пограничный отряд то ли с просьбой, то ли с требованием открыть границу якобы для "эвакуации" автомобилей.

После этого Президент Беларуси поручил все автомобили с литовскими номерами собрать на пунктах перехода и взять под охрану. Что и было сделано. За охрану автомобилей будет взиматься плата по 120 евро в сутки. Автомобили вывезут в Литву, как только литовцы откроют границу. "Если в ближайшие несколько дней это не будет сделано, мы примем решение, как МИД заявил, в соответствии с нашими законами, вплоть до конфискации этих автомобилей. Они не могут болтаться на дорогах", - заметил Александр Лукашенко. Водители ни в чем не виноваты, как и грузополучатели в Литве. "Пусть обращаются к своим властям для решения этого вопроса", - добавил Президент Беларуси.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться