Сколько нужно ее на зиму человеку? Столько, сколько он ее съест - не больше, но и не меньше. Сто килограммов, разрешенных на одного едока, маловато, если он живет в отдалении от больших городов, в обычном приамурском селе, где, к сожалению, высока безработица, и рыба для него является основной пищей.
Многие представители малочисленных коренных народов унаследовали эту потребность от предков. Об этом говорится довольно много, но я позволю еще раз напомнить: лосось занимал и занимает большое место в жизни местного населения, его обычаях и культуре.
Во-первых, это традиционная пища аборигена. Во-вторых, из рыбьей кожи шьют обувь, одежду. Из нее мастера декоративно-прикладного искусства делают замечательные сувениры, пользующиеся спросом не только у россиян, но и у зарубежных ценителей культуры коренных народов Приамурья.
Хорошо, что в рационе питания есть и амурский частик. Сазан - рыба вообще универсальная: и на талу ее можно, и на уху, и на жарение, и на копчение годится. Карась хорош в ухе и жареный. Да и другой частик, если как следует его приготовить, - большое подспорье для питания нижнеамурцев. Рыбу любят все, независимо от национальности, и не надо препятствовать ловить ее, но только для себя и для членов семьи. Бизнес - уже совершенно другое дело.
Надо охранять нерестилища - нельзя губить рыбную колыбель. И не допускать к охране нерестилищ проходимцев, которых не волнует воспроизводство рыбы и которые тянутся за длинным рублем под прикрытием служебного удостоверения. Инспектора рыбоохраны государство должно обеспечивать не скупясь, чтобы его не привлекала коррупция, чтобы он сам не воровал и никому не давал.
В рыбном бизнесе тоже пора наводить строгий порядок. Категорически запретить промышленникам ловить рыбу в Амурском лимане. Хотят разбогатеть, пусть богатеют, но для этого должны закупать сейнеры и выходить в море, как это делали амурские рыбколхозы до начала 1990-х годов. Давным-давно надо прекратить промышленный лов, который ведется в лимане Амура, начиная с лова корюшки азиатской, затем горбуши, летней кеты и заканчивая кетой осенней. Рыбопромышленники повыбивали эти стада. Но почему-то распределяющие эту рыбу инстанции каждый год, не обращая внимание на протесты жителей, разрешают компаниям ловить столько, сколько смогут. Необходимо думать не только о своих карманах, но и о том, что будут иметь спустя десятилетия потомки.
На самом Амуре промышленный вылов лосося допустим только под строгим контролем, по небольшим квотам, не препятствующим заполнению нерестилищ.
Лосось - это щедрый дар нашей прекрасной дальневосточной природы, это гарантия продолжения жизни любого человека, живущего по берегам Амура. И кому, как не нам, его коренным местным жителям, говорить власть имущим: "Не губите Амур ради чьей-то сиюминутной выгоды, не на словах, а на деле приумножайте его богатства! И тогда он прокормит не только приамурских жителей, но и других граждан нашей страны".