Агрессивный стиль и срочность: эксперт рассказал, по каким признакам можно определить мошенников

Эксперт Щербаченко: Мошенников выдает агрессивный стиль и срочность
Несколько ключевых признаков сразу выдают телефонных мошенников, рассказал "РГ" доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.

В их числе - агрессивный стиль общения и срочность. По словам эксперта, мошенники часто создают искусственное ощущение чрезвычайной ситуации. Они могут говорить о "срочном долге", "немедленном аресте счетов" или "блокировке ИНН", чтобы люди действовали быстро, не успев подумать. Он обратил внимание, что настоящие госорганы работают в официальном, деловом ключе и направляют уведомления в первую очередь письменно.

Еще один маркер мошенничества, по словам Щербаченко, запрос любых кодов, паролей и данных карт. "Сотрудник ни одного ведомства никогда и ни при каких обстоятельствах не будет запрашивать по телефону коды из СМС, особенно для подтверждения операций, реквизиты банковских карт, пароли от личных кабинетов в банках или от портала госуслуг", - подчеркнул эксперт. То есть, сама просьба продиктовать код из СМС - это стопроцентный признак мошенничества.

Щербаченко предупредил, что сегодня участились случаи, когда мошенники под видом сотрудников Федеральной налоговой службы (ФНС) пытаются получить доступ к конфиденциальным данным граждан. Это связано с тем, что 1 декабря 2025 года завершается срок уплаты гражданами имущественных налогов за 2024 год.

Также, говорит эксперт, сегодня нередко злоумышленники звонят от имени налоговой службы и утверждают, что работодатель не отчитался о доходах своих сотрудников и не представил справку о доходах по форме 2-НДФЛ. После этого они угрожают крупными штрафами и предлагают "помощь" с якобы электронным запросом работодателю, чтобы выгрузить сведения, и записать на прием в налоговый орган. Для этого просят назвать код из СМС. Но фактически гражданин получает код с портала госуслуг, подтверждающий изменение пароля. Получив доступ, мошенники могут использовать персональную информацию по своему усмотрению: например, взять кредит, получить доступ к банковским картам, пояснил Щербаченко.

Он рекомендовал не паниковать и не сообщать никаких данных, если есть основания предполагать, что звонят мошенники, а просто вежливо завершить разговор, сославшись на занятость. После этого можно самостоятельно перезвонить в свою налоговую инспекцию по официальному номеру, который можно найти на сайте ФНС РФ, заключил эксперт.