Путин утвердил новую Стратегию повышения безопасности дорожного движения

Цели, задачи и направления государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения на ближайшие 11 лет определены. Это снижение смертности на дорогах в полтора раза к 2030 году и в два раза - к 2036 году по сравнению с уровнем 2023 года. Владимир Путин подписал Указ "Об утверждении Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Похоже, избежать возникновения таких аварий можно только регулярно повторяя: "Не нужно ездить по обочинам".
Похоже, избежать возникновения таких аварий можно только регулярно повторяя: "Не нужно ездить по обочинам". / Сергей Михеев

Это не первый подобный документ. Но ранее стратегия утверждалась правительством. Теперь - президентом. Что повышает ее политический и правовой статус, а также позволит распространить ее действие на все уровни власти. Тем более что она отнесена к документам в сфере обеспечения национальной безопасности государства. И впервые распространяет планирование на долгосрочный период.

Стратегия разработана МВД России с учетом детального анализа состояния безопасности дорожного движения, прогнозов социально-экономического развития страны, лучших отечественных и зарубежных практик, а также мнений заинтересованных органов власти, экспертов и общественности.

Цели довольно серьезные. Снижение ежегодной смертности в ДТП к 2030 году минимум до 9,9 тысячи человек. А к 2036 году - до 7,4 тысячи человек. В этом году, для сравнения, на дорогах погибло более 10 тысяч.

То есть на первом этапе предполагается понизить смертность в полтора раза, а на втором - в два.

Напомним, что за последние два десятилетия России удалось более чем в два раза снизить число погибших в ДТП. Опыт зарубежных стран показывает, что чем ниже уровень дорожно-транспортной смертности, тем сложнее сохранить темпы ее снижения. Ведь прежние меры уже недостаточны в новых условиях.

Поэтому новая Стратегия основана на "проактивном и риск-ориентированном подходах". Это означает, что в первую очередь усилия будут направлены на предупреждение происшествий и выявление потенциальных угроз, а не только на ликвидацию последствий уже произошедших ДТП.

В рамках этого документа предстоит решить пять основных задач. Это повышение эффективности управления в сфере безопасности, повышение безопасности участников дорожного движения, транспортных средств и услуг в сфере транспорта, дорожной инфраструктуры, эффективности реагирования на дорожно-транспортные происшествия.

Дороги должны "прощать" ошибки водителей, чтобы снизить число аварий и погибших в них

В частности, подчеркивается необходимость своевременного создания условий для безопасного участия в дорожном движении новых категорий его участников и видов транспортных средств. Имеются в виду электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса и прочие СИМ, которые, возможно, еще не появились на свет, но могут появиться.

Пристальное внимание будет уделяться обеспечению безопасности участников дорожного движения из групп риска, которые имеют более высокую вероятность стать участниками ДТП (дети, начинающие водители, пожилые люди и другие). Планируется создание системы комплексной индивидуальной профилактической работы с лицами, которые совершают систематические и грубые нарушения.

Что же касается дорог, то в первую очередь необходимо создание "прощающей" инфраструктуры, которая будет максимально предотвращать ошибки человека и минимизировать их последствия, что возможно за счет разделения транспортных потоков с использованием современных материалов и технологий. Будет реализован комплекс мер по созданию комфортных и безопасных инфраструктурных условий для передвижения пешеходов, велосипедистов и пользователей СИМ.

Новая Стратегия предусматривает стимулирование обновления парка транспортных средств и массовое внедрение в них современных систем активной и пассивной безопасности.

Однако, как и положено Стратегии, конкретных способов решения поставленных задач в ней не предусматривается. План конкретных мероприятий по ее выполнению должен быть утвержден правительством РФ в шестимесячный срок. Кстати, срок уже пошел. Указ президента вступил в силу.

Вот тогда и будет понятно, каким образом обновить стремительно устаревающий автопарк, проследить за средствами, выделяемыми на ремонт и реконструкцию дорог, а также на внушение водителям и всем остальным участникам дорожного движения непримиримости с правонарушениями.

Но реализовывать все это будут не только власти, но и бизнес. Все это тоже заложено в документе.

Кстати, для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в рамках стратегии инновационные технологии будут активно применяться для мониторинга дорожной обстановки, создания цифровых двойников дороги, своевременного обнаружения и прогнозирования угроз, а также в интеллектуальных транспортных системах для автоматизации управления потоками транспорта и пешеходов и других.

Как это может работать, пока объяснить сложно, но посмотрим, как это будет воплощаться в жизнь. После принятия правительством соответствующих решений.