Ведомство намерено подготовить всю нормативную базу для эксперимента уже в первом квартале 2026 года. "Поскольку мы технически к этому уже готовы, то к этому моменту первые технические решения уже можно будет применить в соответствующих маркетплейсах и у курьеров", - заявил Качанов. По его словам, идентифицировать покупателей будут с помощью биометрии в Единой биометрической системе (ЕБС) или фотографии в цифровом документе, подтвержденной в системе при заказе и при вручении товара. Если эксперимент пройдет успешно, механизм онлайн-продаж вина планируется внедрить на постоянной основе.
Одним из ключевых условий будущего проекта станет проверка возраста покупателей. Именно этот момент всегда вызывал сомнения у контролирующих органов. И именно эта часть инфраструктуры, по словам участников рынка, сегодня ближе всего к полной готовности. "С технической точки зрения современный уровень технологического развития компаний интернет-торговли позволяет реализовывать дистанционным способом товары любой сложной категории, в том числе особо контролируемых", - отметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Он подчеркнул, что государственные системы Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) и ЕБС уже обеспечивают исполнение требований по обороту алкогольной продукции.
Важно, что правительство планирует "обкатать" технологии контроля совершеннолетия на продаже энергетических напитков. По мнению Соколова, это позволит минимизировать риски, отработать механизмы и постепенно подготовить необходимую нормативную базу для дистанционной продажи отечественного вина. На старте пилота именно возрастная верификация станет главной проверкой на прочность: как для маркетплейсов, так и для регулирующих органов.
Участники рынка подтверждают: технические решения либо уже существуют, либо проходят последние доработки. В Ozon "Российской газете" заявили, что поддерживают запуск общего пилота по продаже товаров с возрастными ограничениями с использованием биометрии. "Мы планируем проверять возраст покупателей энергетиков через систему идентификации мессенджера МАХ. Этот механизм уже работает в офлайн-торговле и подтвердил свою эффективность для защиты детей", - сообщили в пресс-службе компании. В онлайне, признают в Ozon, потребуются дополнительные настройки, однако бизнес готов двигаться в этом направлении совместно с регулятором и командой мессенджера.
Яндекс.Маркет также готов к участию. "Мы поддерживаем эксперимент по контролируемой онлайн-продаже российского вина с использованием ЕБС для идентификации возраста. Такие меры обезопасят покупателей и дадут возможность заказывать качественную продукцию российских виноделов прямо к себе домой", - отметили в компании. Сейчас маркетплейс совместно с техническими командами и профильными ведомствами прорабатывает варианты интеграции систем идентификации.
Вопрос легализации онлайн-торговли обсуждается в России последние 18 лет. В апреле 2023 года правительство внесло в Госдуму законопроект о проведении эксперимента по онлайн-продаже российского вина через "Почту России". По нему предполагалось начать эксперимент с 1 ноября 2023 года и провести его по 31 июля 2026 года. Продавать планировалось поначалу только в Москве и Подмосковье и только вино российского производства. Но в июне 2023 года законопроект был снят с рассмотрения Госдумы и перенесен на неопределенный срок. Летом 2023 года сенатор Андрей Клишас внес в Госдуму законопроект о регулировании онлайн-продажи алкоголя, по которому разрешить торговать предлагалось компаниям с лицензиями на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции или на ее розничную продажу. Они должны быть включены в специальный реестр. Но и этот законопроект был отозван автором, как предполагалось, для доработки. По информации "РГ", ни по одному из этих законопроектов движения до сих пор нет.
У разрешения продавать алкоголь онлайн есть серьезные противники - в частности, МВД. На последнем Российском винодельческом форуме представитель МВД Павел Вилим напомнил, что дистанционная продажа алкоголя прямо запрещена законом: "Приоритетом должна оставаться безопасность граждан, а не экономические интересы. Контроль за тем, кто и где получает алкоголь, полностью исключить невозможно". Он также указал на риски конфликтов с курьерами и вероятность того, что алкоголь для совершеннолетнего может фактически достаться несовершеннолетним.
По подсчетам АКИТ, только в 2024 году алкоголя в интернете было продано более чем на 100 млрд руб. В целом объем интернет-продаж в России в 2024 году превысил 9 трлн руб., а к концу 2025 года прогнозируется рост до 12,5 трлн, прогнозируют в АКИТ. Продукты питания занимают свыше 30% онлайн-доставки.