Дизайнеры Поморья предлагают встречать 2026 год в "пестрядинном стиле"

В Архангельске растет популярность коллекций модной одежды с использованием традиционных северных технологий и элементов популярных арктических стилей. Перед началом зимы дизайнеры Поморья представили наряды, в которых можно смело встречать Новый год и Рождество.
Фасоны подсмотрены в бабушкиных сундуках и "отсылают к образу женственности и знаменитой северной щепной птицы счастья"
Фасоны подсмотрены в бабушкиных сундуках и "отсылают к образу женственности и знаменитой северной щепной птицы счастья" / КИРИЛЛ ЗЫКОВ/РИА НОВОСТИ

Анну Злотко из Пинежья, к примеру, вдохновляют традиционная северная вышивка и народные ткани. А одна из последних ее коллекций посвящена праздничной пестряди - пестрядинные сарафаны (в ярко-красную клетку) были очень популярны на Русском Севере. А сегодня в этом стиле одеваются не только жители Архангельска, но и москвичи: в столице все чаще можно увидеть рубахи, платья и костюмы "в огненный квадратик". "Я считаю, что это просто модный русский писк, который нужно носить", - считает дизайнер.

Фасоны тоже подсмотрены в бабушкиных сундуках и "отсылают к образу женственности и знаменитой северной щепной птицы счастья". Чего стоят расширяющиеся книзу рукава, заимствованные у царевны из русской сказки.

А недавно возвращенную из небытия пестрядь продемонстрировали и в Российском этнографическом музее Петербурга на Дне поморской культуры.

Как рассказала петербуржцам Анна Злотко, ее коллекции - это монолог о жизни в суровой северной природе, где все вокруг приглушенное и неяркое: "Иногда мне хочется стать ее частью, так рождаются коллекции цвета земли, старой и седой древесины. А иногда, наоборот, хочется быть услышанной, тогда платья расцветают яркими красками. Мой Русский Север - это глубокая история, благородство природы и человека, красноречие и фактура".

Представили в этнографическом музее и коллекцию головных уборов из жемчуга (вернее, их реплик), популярных в Архангельской губернии более ста лет назад. Пудожские и олонецкие венцы, вельские и шенкурские почелки созданы в мастерской жемчужного шитья под руководством ветерана народного художественного промысла Архангельской области Жанны Барановой. Хотя все работы оригинальны - их шили юные ученицы Барановой, - в каждой сочетаются и народная культура, и современность. Поэтому в своих волшебных венцах северянки часто встречают праздники.

Поморки больше всех любили наряжаться, спуская огромные деньги на свои наряды, — это исторически зафиксированный факт

Головные уборы в стиле кокошников очень любят и юные мастерицы из архангельского театра костюма "Каприз" - короны с использованием искусственного жемчуга девочки шьют сами, взяв за основу сохранившиеся в фондах архангельских музеев раритеты. По словам педагога Светланы Чирковой, дети создали уже 50 собственных коллекций, причем половина из них построена на архангельских традициях. К примеру, коллекция "По морошку" из ярко-оранжевых и зеленых нарядов стала визитной карточкой юных дизайнеров.

Северодвинский дизайнер Татьяна Воротынцева "вплетает" в наряды северную природу - ее платья украшают сполохи, силуэты елок на фоне ночного неба, тонконогие лошадки традиционной мезенской росписи. Причем для коллекций мастер использует самые современные материалы.

- Архангельск исторически был первым торговым портом. И соответственно сюда раньше всех остальных городов страны приходили самые красивые платья, самые нарядные украшения, самые технологичные материалы. Неслучайно поморки больше всех любили наряжаться, спуская огромные деньги на свои наряды, - это исторически зафиксированный факт, - рассказала дизайнер во время демонстрации коллекции в Архангельском краеведческом музее. - И соответственно вся одежда северянок отличалась как раз использованием инновационных для того времени тканей, цветов, украшений. Мы продолжаем именно эту линию.

Все более любимым становится в Архангельске и традиционный для морской столицы Русского Севера "тельняшечный" стиль: рост его популярности можно связать со взлетом интереса к народному судостроению и повышенным спросом на морские профессии.

Один из последних модных показов прошел в Северном морском музее Архангельска: естественными декорациями для дефиле стали кили, паруса и якоря. На их фоне особенно фасонисто смотрелись на моделях береты с помпонами, просторные водолазки в полоску, большие воротники в виде матросских гюйсов... Так, в Архангельске стартовал модный проект "Зеркало морей. Морской стиль от палубы до подиума".

В его основе - выставка в Северном морском музее, рассказывающая о происхождении одежды матросов и капитанов. Кто бы мог подумать, к примеру, что предтечей современных кроксов стали повседневные кожаные тапки советских подводников с многочисленными дырками на союзке и сбоку. Их так и называли - "41 дырочка". И даже водолазка обязана своим происхождением морякам - одно название чего стоит.

Директор Северного морского музея Евгений Тенетов считает, что пришло время почаще напоминать Архангельску, что он порт. В том числе в понятной всем теме - одежде.

- Моряки - это те, кто разносил по миру все новое, что удавалось почерпнуть в заморских краях. Порой и сами они, со своим особым стилем, манерой поведения, ярким узнаваемым образом, гласными и негласными традициями, становились источником вдохновения и прообразом новых тенденций в моде, источая пьянящий аромат дальних странствий. А портовые города, такие как Архангельск, - хабы, откуда по всему сухопутному континенту разлетался, как ветер, морской стиль, - говорит директор. - К примеру, джинсы-клеш - вряд ли кто-то отдает себе отчет в том, что это морской лук. А вот тельняшка или бушлат - здесь тоже были амбассадоры стиля, среди которых Энди Уорхол и Пикассо. Понятно, что, как и в любом другом стиле, в морском может быть повышение или затухание. Но в Архангельске полоска точно останется в моде.