
Власти Токио пока не приняли никаких формальных решений и не объявили сроков, но полны решимости провести революционные для японской трудовой культуры реформы. Столичные власти настаивают, что сокращенная неделя - необходимый шаг в условиях падающей рождаемости, профессионального выгорания сотрудников и ослабления экономики. В Токио рассчитывают, что более гибкий график даст японцам шанс выспаться, восстановиться и завести детей.
В пользу реформы звучат и глобальные аргументы: испытания четырехдневки в разных странах показали снижение стресса, меньшее выгорание, улучшение концентрации и даже рост лояльности работников. На этом фоне эксперты по технологиям напоминают: с развитием ИИ радикальное сокращение рабочего времени может стать нормой гораздо быстрее, чем кажется. Неслучайно Билл Гейтс в эфире The Tonight Show уже спросил: "Может быть, нам вообще работать два-три дня в неделю?"
Однако новый японский премьер выбрала другой путь. Санэ Такаити, 64-летняя политик с репутацией безжалостного трудоголика, в этом месяце вызвала сотрудников на совещание… в три часа ночи. Не по вопросу обороны, не по чрезвычайной ситуации, а чтобы "хорошо подготовиться к выступлению в парламенте". Позже она признала, что создала неудобства, но подчеркнула - это было необходимо.
Логика Такаити проста и прямолинейна: после вступления в должность она заявила, что намерена "выбросить понятие "баланс работы и жизни"" - и будет просто "работать, работать, работать". По сведениям местных СМИ, спит она всего по два, максимум четыре часа в сутки - и сама признает, что это, вероятно, "плохо сказывается на коже".
Контраст получается почти символический. Страна пытается бороться с падением рождаемости - в первые шесть месяцев года зарегистрировано лишь 339 тысяч новорожденных - на 10 тысяч меньше, чем годом ранее. По данным МВФ, половина японок, решивших иметь меньше детей, объясняют это ростом объема домашней работы. Вариант четырехдневной недели, как показывают международные исследования, может выправить дисбаланс: мужчины начинают больше участвовать в воспитании детей и домашних делах.
На официальном уровне Такаити заявляет, что поддерживает меры, направленные на здоровье работников. "Если мы создадим условия, при которых можно сочетать заботу о детях и пожилых с возможностью работать, отдыхать и проводить свободное время, - это было бы идеально", - заявила она. Но пример, который премьер-министр подает лично, работает, скорее, в противоположную сторону.