"Это торговое рабство, - заявил Герман Греф. - Хочешь купить, хочешь получить скидку, значит, ты обязан открыть в каком-то банке карту, никого больше к этому не подпускают".
Ранее он оценил сумму неоплаченных маркетплейсами в 2025 году налогов в 1,5 трлн рублей. Для сравнения, стоимость проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург - 2,35 трлн рублей. Дефицит федерального бюджета на 2025 год - 5,7 трлн рублей, маркетплейсы могли бы покрыть его на четверть.
Виртуальные торговцы возражают - они работают в рамках закона. Значит, законы нуждаются в совершенствовании. Заниматься этим должны не банки и маркетплейсы, а законодатели. Морально устаревающие нормы создают риски для государства, которые могут стать системными. Устаревают международные соглашения. Поэтому маркетплейсы получили возможность не платить НДС с товаров из-за рубежа, доля которых растет, в том числе благодаря схеме параллельного импорта.
Минфин РФ представил предложения по постепенному введению НДС на покупки импортных товаров в Сети. Проект поправок в Налоговый кодекс РФ проходит процедуру публичного обсуждения. Если его одобрят, то ставка налога будет вводиться поэтапно: в 2027 году - 5%, в 2028-м - 10%, в 2029-м - 15%, с 2030-го - 20%. Речь идет как о зарубежных, так и о российских площадках, реализующих импортные товары.
"Государство получает с каждого рубля выручки за товары в традиционной рознице в два раза больше налогов по сравнению с рублем на маркетплейсах - это не нарушение закона маркетплейсами, но это факт", - говорит экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
Законы пока не считают интернет-площадки магазинами. А традиционная розница за последние два года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за растущей доли покупок на маркетплейсах.
"Происходит недоплата налогов, - продолжает Василий Колташов. - И чем она больше, тем ниже доходы бюджета, тем больше дефицит. В результате государство идет на повышение налогов для всех. Это имеет и инфляционные последствия. Того же НДС государству бы хватило по ставке 20% без повышения, если бы не его ограниченное получение через малое предпринимательство, настолько масштабной оно стало инфраструктурой торговли".
В интервью телеканалу "Россия 24" министр финансов РФ Антон Силуанов заявил: на маркетплейсах есть компании, которые не в полном объеме соблюдают российское налоговое законодательство. По его словам, Минфин совместно с ФНС прорабатывает меры по усилению контроля. Особое внимание уделят контрольно-кассовой дисциплине, которая позволяет учитывать все покупки через налоговые органы. Добились же налоговики огромного прогресса, внедрив кассы на традиционных рынках и ярмарках.
На виртуальных рынках тоже пора наводить порядок, т.к. они превращаются в нерегулируемые финансовые институты, обзаводятся собственными банками, работающими в "серой" зоне. В некоторых странах маркетплейсам и другим подобным платформам запретили иметь свои финансовые организации, отметила глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина на форуме "Фокус на клиента". ЦБ предлагал этот вопрос для обсуждения с правительством, добавила она, предупредив, что это - "радикальный путь".
Вторая острая проблема - очень высокие комиссии для миллионов продавцов. Покупатель может переплачивать до 50% стоимости товара из-за скрытой комиссии маркетплейса (плата за хранение, логистику, пункты выдачи заказов, возвраты и пр.). Это объясняет, почему стоимость одного и того же товара в зарубежных и российских маркетплейсах может отличаться раза в два.
Участники рынка указывают, что текущая экономика "скидок" во многом строится на постоянном повышении комиссий для селлеров, что и разгоняет конечные цены. Селлеры пишут, что комиссии на крупнейших маркетплейсах растут. И это не единичные жалобы, а нарастающий поток: кто-то отдает площадке 50-60% цены товара. У других комиссия площадки, например, за продажу одежды за год выросла на 10%. И это не эмоции, а реальные расчеты людей, которые пытаются работать в этой системе. Отзывы говорят о том, что маркетплейсы перекладывают издержки на продавцов, а те (куда им деваться-то?) - на покупателей.
Главы нескольких банков написали письма в ЦБ, правительство, Госдуму, Совфед и администрацию президента. Их аргументы о нечестной конкуренции поддержала Эльвира Набиуллина. В письме Минэкономразвитию РФ она предложила запретить онлайн-платформам устанавливать разные цены на своих площадках в зависимости от способа оплаты. В комментариях предприниматели отмечают иронию ситуации: "Теперь с ними [маркетплейсами] поступают так, как они поступают с селлерами, а им не нравится".
"Банки справедливо обратили внимание на то, что маркетплейсы иногда предоставляют клиентам скидки не только при использовании своих карт лояльности, что является общепринятой практикой, но и при оплате с карт своих банков, - сказал Михаил Делягин, зампред Комитета Госдумы по экономической политике. - А вот это уже предоставление неоправданного преимущества, грубое нарушение норм конкуренции и потому совершенно неприемлемое".
В ответ основательница Wildberries Татьяна Ким обратилась к ЦБ, правительству и Федеральному собранию с открытым письмом. Призвала создать пространство для диалога между банковским сектором и цифровыми платформами "с целью сохранения конкуренции и развития экономики России". Ким назвала цифровые платформы "новым видом экономики", хотя первый отечественный интернет-магазин открылся еще в 1998 году. И не такой уж конкурентный этот рынок. ФАС оценила совместную долю Wildberries и Ozon более чем в 80% рынка. Не стоит удивляться, что селлеры видят проблемы в дуополии маркетплейсов, диктующих им условия.
Цифровые платформы пропускают через себя товаров и услуг более чем на 8 трлн рублей в год - 16% всей отечественной розницы. Ожидаемый в 2025 году оборот трех крупнейших маркетплейсов - Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет - 11,1 трлн рублей, в 2026 году - 14,9 трлн рублей. В то же время финансовые отчеты вызывают вопросы.
Так, в отчетности МКПАО "Озон" за 9 месяцев 2025 года отражен отрицательный капитал - 137 млрд рублей - из-за убытков прошлых лет. Убытки за 9 месяцев 2025-го составили около 5 млрд рублей (хотя за 3-й квартал отражена прибыль в 3 млрд). Активы "Озон-банка" за 9 месяцев 2025 года выросли с 266 до 533 млрд рублей, кредиты - с 212 до 443 млрд, вклады населения и ИП - со 168 до 396 млрд. Банк отразил 22 млрд рублей чистой прибыли.
В отчетности Wildberries за 2024 год указано, что ее активы составляют 358 млрд рублей. Активы ее дочернего банка за первое полугодие 2025-го - 61 млрд, кредиты - 58 млрд, вклады населения - 3 млрд, прибыль - 24 млрд рублей. Получается, что убыточный бизнес имеет банки, активно раздающие кредиты населению. Знают ли об этом потребители? Вряд ли - мало кто следит за финотчетами, а покупатели уверены, что карты банков маркетплейсов они оформляют только для получения скидок.
Неслучайно Эльвира Набиуллина настаивает на запрете продажи на маркетплейсах продуктов дочерних банков. По ее мнению, они "имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка". Вывод напрашивается сам собой - правила должны быть едиными для всех.