
Симпозиум состоит из разноформатных мероприятий, включая лекции, мастер-классы, паблик-токи, технические туры, концерты и презентации инновационных проектов.
В ходе серии паблик-токов ведущие специалисты в области архитектуры, акустики и звукового искусства обсудили глубокую взаимосвязь между музыкой и архитектурой. Участники дискуссии "Как звучит архитектура" пришли к выводу, что эти сферы - две стороны единого процесса восприятия: музыка формирует временные структуры, архитектура - пространственные, но при этом границы между временем и пространством стираются.
Особое внимание было уделено необходимости создания городских локаций, специально предназначенных для качественного звучания музыки и аудиоискусства. Современная аудиальная культура все чаще выходит за пределы концертных залов и клубов, стремясь занять общественные пространства - площади, улицы, парки. Однако для этого требуется не просто разместить колонки на фасаде, а создать продуманную архитектурную среду, поддерживающую звуковую культуру.
Елена Люкина, инженер-акустик, специалист Лаборатории "Акустика залов" НИИСФ, член Российского научно-технического акустического общества, член Российского музыкального союза, подробно рассказала о нюансах работы звука в архитектурной среде. Она напомнила, что еще в античности архитекторы и строители интуитивно понимали: звук должен достигать слушателя кратчайшим путем: "Именно поэтому античные амфитеатры строились с учетом возвышения рядов - чтобы голос оратора или актера не рассеивался в воздухе, а доходил до каждого зрителя. Но как только звук оказывается "запертым" в замкнутом пространстве, он подчиняется иным законам. В помещении звуковая волна отражается от поверхностей, ее энергия постепенно затухает. Этот процесс количественно описывается понятием времени реверберации - ключевым параметром при проектировании любого зала", - объяснила инженер-акустик.

Важный акцент был сделан на различии между естественной акустикой и усиленной. "Настоящее акустическое мастерство начинается с проектирования зала под живой звук - будь то голос, рояль или орган, - поделилась Елена Люкина. - Однако даже идеальный расчет может быть сведен на нет, если в зале позже устанавливают звукоусиливающее оборудование. Здесь на помощь приходит переменная акустика - системы подвижных или регулируемых панелей, позволяющие адаптировать звучание под разные жанры и форматы".
Эксперты подчеркнули, что современные города страдают от акустического хаоса и только совместные усилия архитекторов, инженеров, художников и общественности позволят создать среду, в которой человек сможет не просто слышать, а по-настоящему слушать.
Призыв объединить усилия стал одной из ключевых идей симпозиума. Об этом говорили и в ходе другого паблик-тока - "Правовые аспекты творческой деятельности звукорежиссера". Юристы и представители творческих профессий подняли острый и давно назревший вопрос: почему звукорежиссеры до сих пор не получили право на авторское признание и защиту?
Одна из ключевых проблем, обозначенных в ходе обсуждения, - разрыв между юридическим сообществом и творческими профессиями. Юристы, по признанию самих участников дискуссии, редко общаются с представителями искусства. Этот пробел особенно остро проявляется в случае с новыми формами искусства. Законодательство не успевает за развитием технологий и художественных практик. Но есть и обнадеживающие примеры: в 2017 году режиссеры-постановщики спектаклей получили правовую защиту, а в 2022 году ее же получили аниматоры. Сегодня в очереди на признание - звукорежиссеры.
Специалисты подчеркивают: звукорежиссура - это не механическая фиксация звука, а создание уникальной звуковой картины. "Это творческий процесс, требующий высокого профессионализма, художественного вкуса и глубокого понимания музыки, - объяснила Мария Соболева, председатель Гильдии звукорежиссеров Российского музыкального союза, профессор ВГИК, ИСИ, лауреат Международной премии "Чистый звук", звукорежиссер Московского концертного зала "Зарядье". - Один и тот же музыкальный материал, обработанный разными звукорежиссерами, может превратиться в совершенно разные произведения - с разной эмоциональной окраской, структурой, глубиной и перспективой. Более того, конечный образ звучания - это не просто технический результат, а именно художественный замысел, реализованный средствами звука".
О том, как произведения звукорежиссеров видят юристы, рассказала Анастасия Ходукина, заместитель генерального директора музыкального издательства "Рэй Рекордс": "Фонограмма, по сути, - сложный, комплексный объект интеллектуальной собственности. В нее входят как объекты авторского права (музыкальное произведение, текст), так и результаты смежных прав (исполнение, запись). Однако в российской правовой системе звукорежиссер не фигурирует ни в одной из этих категорий. Хотя по закону изготовителем фонограммы считается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за ее фиксацию, на практике изготовителем признается тот, кто вложил деньги и организовал запись - чаще всего это не студия, а продюсер или лейбл. В результате звукорежиссер, несмотря на творческий вклад, остается "беспомощным": его имя редко указывается на релизах, он не участвует в распределении вознаграждения и не может контролировать использование своего труда".

Если признать фонограмму творческим объектом, открывается путь к правовому признанию звукорежиссера как автора. Это дает ему личные неимущественные права - право на имя, право на неприкосновенность произведения, возможность запретить использование записи в нежелательном контексте. Имущественные права, в свою очередь, позволят получать вознаграждение за публичное использование фонограмм - особенно когда те становятся популярными.
"На практике со звукорежиссерами чаще всего заключают договоры оказания услуг, что лишает их каких-либо прав на результат, - поделилась опытом Анастасия Ходукина. - Между тем возможен и баланс интересов в случае признания звукорежиссера правообладателем: например, через лицензионные соглашения, когда звукорежиссер может сохранить часть прав и реализовывать их по своему усмотрению".