Первый зал встречает гостей в полутьме - или это только кажется? Здесь представлена история русского портрета еще, собственно, до его появления как такового. А началось все с парсуны, портрета в технике иконы. Вот, например, сразу три изображения супруги царя Феодора III Марфы Матвеевны - в бытность невестой с крохотной собачкой на руках; в статусе жены - в кокошнике и с веером; и вдовой - в черном облачении.
Выставка разворачивается перед зрителями по своеобразным главам, и чем дальше, тем изящнее и тоньше живопись, тем больше блеска и торжественности. Достаточно читать фамилии тех, кто изображен, и перед нами, страница за страницей, открывается история всей нашей страны. Волконские, Муравьевы-Апостолы, Голицыны, Юсуповы, Аракчеевы, Горчаковы, Нарышкины…
- На этой выставке нет случайных людей, - уверяет генеральный директор Русского музея Алла Манилова. - Конечно, за восхищением мастерством художников, хотелось бы, чтобы у гостей выставки следовал интерес: а кто эти люди и что они сделали?
А восхищение, надо сказать, неминуемо: вместе со знаменитыми "портретируемыми" герои этой выставки - наши лучшие живописцы, чьи работы и разместились в Михайловском замке. Крамской, Кипренский, Левицкий, Боровиковский, Ге, Репин, Маковский и многие другие - и это еще один пласт выставки, и еще один список славных фамилий, мимо которого пройти не получится.
Особые отношения у Русского музея с Карлом Брюлловым - и словно продолжая блокбастер, посвященный юбилею мастера, музей делает почти невероятное: впервые представляет картину Брюллова, о которой только слышали, но никогда ее не видели. Это "Портрет семьи Мариетти" - публике его показывали лишь единожды в Милане, в 1834 году. Все остальное время произведение хранилось у частных коллекционеров и на петербургскую (а по сути - мировую) "премьеру" оно попало тоже из частных рук.
- В перечне работ Великого Карла я бы поставил эту картину на второе место после "Последнего дня Помпеи" - по живописной силе, выразительности, искренности персонажей. От начала и до конца это эманация духа, - делится куратор выставки Григорий Голдовский.
Еще один любопытный зал - портреты детей. Например, картину, которая долгое время называлась "Мальчик с ружьем" удалось к выставке атрибутировать - тем самым мальчиком оказался Павел I. А на совершенно умилительном полотне Маковского "Портрет детей Стасовых" - трое ребятишек, одна из девочек - Елена Стасова, в будущем - революционерка и секретарь Владимира Ильича Ленина. И таких удивительных историй на этой выставке множество, нужно только захотеть их увидеть.
В дальнейшем, рассказывают в Русском музее, Национальная галерея охватит всю историю отечественного портрета. Второй частью станут шедевры с середины ХIХ века до конца века Серебряного, а третий этап представит советскую живопись.