"Музыканты понимают, что детство потратили не зря": Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр выступил под руководством Юрия Башмета

Юрий Башмет объединил музыкантов из России и Беларуси
В Большом зале Московской консерватории выступил Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр под руководством Юрия Башмета. Маэстро представил новый, обновленный состав коллектива, который родился еще в 2008 году, укрепив давние дружеские культурные и политические связи России и Беларуси.
Юрий Покровский / Предоставлено пресс-службой Русского концертного агентства

В оркестре - талантливые музыканты двух государств, учащиеся средних специальных музыкальных заведений и консерваторий: русскую "часть" лично отобрал Башмет и Русское концертное агентство, а белорусскую - музыканты-коллеги этой страны. Белорусско-российская "молодежка" обменивается опытом, взаимодействует друг с другом под руководством маэстро и наставников.

"Это очень полезное дело: молодые музыканты подтверждают верность выбора своей профессии, понимают, что свое детство потратили не зря", - считает маэстро Башмет. Концерты в Москве, а затем и в Минске лишь подтвердили слова дирижера: объединенный коллектив продемонстрировал настоящую оркестровую сплоченность, удивительное слышание друг друга и высокий исполнительский уровень.

Симфонический оркестр
"Это очень полезное дело: молодые музыканты подтверждают верность выбора своей профессии", - считает маэстро Башмет. Фото: Юрий Покровский / Предоставлено пресс-службой Русского концертного агентства

Программа концертов была посвящена двум знаковым датам этого года: 80-летию Победы и 185-летию Чайковского. В первом отделении прозвучал "Реквием" Кузьмы Бодрова - сочинение, впервые исполненное на Зимнем фестивале Башмета в 2021 году и затем, в новой редакции, повторенное в Ярославле. Впрочем, столь монументальную вокально-симфоническую фреску можно слушать неоднократно, поражаясь мастерству композитора (он же был за роялем) и чтеца, актера Сергея Гармаша, который, как всегда, с нужным пафосом, драматично читал стихи Роберта Рождественского. Музыка Бодрова, в которой тонко сплелись лирические темы, аллюзии к стилистике барокко и минимализму, фольклорные интонации, цитата из песни Френкеля "Журавли" и собственные цитаты из музыки к фильму "Собибор" Константина Хабенского, словно говорила одновременно и о горе, и о радости великой Победы. Молодежный русско-белорусский оркестр словно пропускал эту историю через себя - настолько пронзительно, честно и убедительно звучал "Реквием", а Камерный хор Московской консерватории аккуратно дополнял повествование выразительным вокализом, воспринимаясь как голоса павших в бою.

Вторую половину вечера заняла грандиозная Пятая симфония Чайковского. "Петр Ильич всегда обращался к сути человека - переживаниям, радостям, несчастьям, - все есть в его музыке, поэтому она переживает потрясения. Как ни запрещай Чайковского за рубежом, все равно никуда не деться - его музыку исполняют", - уверен Юрий Башмет. Под его руководством российско-белорусский оркестр преподнес Пятую симфонию как подлинно лирическое откровение, подчеркнув идею противостояния со злым роком, пронизывающую весь цикл. Эти талантливые ребята, юноши и девушки, вдохновенно вели слушателя от траурного марша к философскому адажио, закружили в причудливом вальсе и, наконец, обрушили торжественно победное шествие, словно символизировавшее мир на земле, дружбу, единство, братство.

Классика