Компании, ценные бумаги которых участвуют в организованных торгах, обязаны раскрывать значительно более широкий круг сведений, чем раньше. Так, открытой должна быть информация о бенефициарах - тех, кто зачастую предпочитает не афишировать свое участие в бизнесе. Компании обязаны раскрывать данные не только о лицах, владеющих более 5% их акций, но и о конечных выгодоприобретателях. Тем самым стало сложнее скрывать тех, кто не номинально, а реально контролирует бизнес.
Открытыми должны быть существенные корпоративные события, например, сведения о возбуждении процедуры банкротства в отношении компании или ее ключевых контрагентов, крупных судебных процессах, где компания выступает в качестве ответчика. Ведь сумма исковых требований может оказать существенное влияние на ее финансовое положение.
Публичной должна быть информация о составе и решениях коллегиальных органов, о внутренних корпоративных конфликтах, включая споры между акционерами и менеджментом, споры за контроль над компанией.
На новый уровень выходит ESG-отчетность о достигнутом прогрессе компаний в сферах экологии, социального воздействия и корпоративного управления. Если раньше такие данные публиковались добровольно, то теперь для части компаний публичность ESG-отчетов стала обязательной.
Институциональные инвесторы и фонды перед принятием решений тщательно изучают компании, в которые собираются инвестировать. Это означает, что компании с качественным раскрытием информации могут привлекать капитал на более выгодных для себя условиях.
В такой ситуации повышается роль информационных ресурсов: технологии таких онлайн-сервисов, как "Спарк", "Контур", Rusprofile и др., превращают информацию в аналитику, с помощью которой можно видеть все риски и комплексно оценивать надежность партнеров. Подобные ресурсы важны для роста и развития российской экономики, особенно в режиме масштабных санкций, как бы парадоксально это не звучало.
Прозрачность, открытость и доступность информации о компаниях - это конкурентное преимущество. Россия, несмотря на западные санкции, демонстрирует устойчивость экономики. И это не в последнюю очередь связано с возможностью получения достоверной информации из открытых ресурсов.
Доступность данных о бизнесе позволяет: повысить прозрачность внешнеэкономических операций; упростить и ускорить процессы трансграничных платежей; улучшить условия для клиентов, повышая качество финансовых сервисов; снизить издержки на обработку платежных и торговых документов; сократить нагрузку за счет перехода от бумаги к цифровым технологиям; повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса, расширив доступ к международным рынкам.
Кроме того, открытые данные позволяют увеличить клиентскую базу, обеспечить соответствие требованиям регуляторов, снижая вероятность блокирования операций, и способствовать развитию новых финансовых продуктов и сервисов, улучшая общую эффективность и инновационность бизнеса.
Необходимость открытости информации для обеспечения трансграничных платежей можно продемонстрировать на примере XVII саммита стран БРИКС, прошедшего 6 июля в Рио-де-Жанейро. "Актуальной видится задача кратного увеличения странами-участницами объединения объемов встречных капиталовложений, в том числе через механизмы БРИКС и в первую очередь Новый банк развития", - сказал президент Владимир Путин в ходе пленарного заседания. Для этого Россия предложила сформировать новую инвестиционную платформу БРИКС.
"Речь идет о том, чтобы совместно разработать согласованные инструменты поддержки и привлечения средств экономики наших стран и стран глобального юга и востока", - пояснил глава государства, отметив, что 90% расчетов между странами БРИКС в 2024 году проводились в национальных валютах. В итоговой декларации саммита страны БРИКС поддержали рост роли Нового банка развития и идею трансграничных платежей. Трудно представить решение таких задач без информационной открытости и прозрачности российской бизнес-среды.
Другой немаловажный фактор - требования международной группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Членство России в ней было приостановлено в феврале 2023 года, но стандарты остаются актуальными. Они требуют от стран-участниц обеспечения прозрачности информации о бенефициарах для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Эта задача для России сегодня как никогда актуальна.
ФАТФ разработала комплекс рекомендаций по повышению открытости информации о бизнесе. Так, финансовые и некоторые нефинансовые организации обязаны проверять сведения о конечных бенефициарах своих клиентов. Подчеркнута необходимость гарантий достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарном владении, доступной для национальных компетентных органов, например, Росфинмониторинга и налоговых органов.
Стандарты ФАТФ предписывают использование многокомпонентного подхода, включающего в себя обязательства компаний по ведению и хранению соответствующей информации, использование централизованных реестров юрлиц и применение дополнительных источников информации. Многие из рекомендаций уже интегрированы в российское законодательство. Но их соблюдение практически невозможно без ресурсов, позволяющих получать необходимую информацию о компаниях.
Несоблюдение же рекомендаций ФАТФ может привести к серьезным последствиям. Попадание страны в "серый" или "черный" списки влечет за собой ограничения на доступ к международным финансовым рынкам, снижение кредитных рейтингов и отток иностранных инвестиций, может вызвать репутационные потери и потерю доверия инвесторов.
По данным того же "Спарка", сегодня из 7,5 млн хозяйствующих субъектов России (3 млн юрлиц и 3,5 млн ИП) только 10 тысяч или чуть больше оказались в санкционных списках.
Конечно, под санкциями оказались наиболее значимые компании из финансового и энергетического секторов России. Развитие технологий ИИ и пр. так или иначе позволяет получить необходимую информацию о компаниях и их бенефициарах, не прибегая к профессиональным платформам для принятия санкционных мер.
Профессиональные информационные ресурсы как раз нужны для роста и развития экономики, что закреплено в ряде российских законов. Эти ресурсы пользуются исключительно публично доступными источниками проверенной и верифицированной информации. Это существенно сокращает время на проведение AML и KYC процедур иностранными инвесторами.
Открытость информации как раз и является одним из инструментов сдерживания негативного воздействия на экономику санкционных режимов. В отсутствии открытой и прозрачной информации дружественные партнеры России скорее воздерживались бы от сделок с российским бизнесом из опасения самим оказаться под вторичными санкциями.
Отрадно, что этого практически не наблюдается - напротив, динамика развития российского законодательства говорит о стратегическом векторе развития нашей экономики, направленном на открытость, доступность и прозрачность информации.