Эксперты предложили внести изменения в отраслевой закон в интересах виноделов

Реформировать институт дистрибуции винной продукции, разрешить прокат оборудования, создать банк готовых проектов предлагают эксперты виноделия. Новые идеи обсуждались на ежегодном форуме Ассоциации виноградарей и виноделов России и в последующем могут стать основой для законодательных инициатив организации.
Будущее отрасли именно за малыми винодельнями. Им есть куда расти и где высаживать новые виноградники.
Будущее отрасли именно за малыми винодельнями. Им есть куда расти и где высаживать новые виноградники. / Сергей Винник/РГ

Все начинается с лозы, поэтому, как решили участники отрасли, федеральный закон N 468 "О виноградарстве и виноделии" нуждается в изменениях в связи с определением автохтонных сортов винограда. По словам ростовского винодела Николая Молчанова, сейчас отправной точкой для определения автохтонных сортов является 1903 год. Все сорта, зарегистрированные до этой даты, считаются исторически произрастающими в этой местности, а прошедшие регистрацию позже - к таковым не принадлежат. Но этот подход в корне неверный, полагает винодел.

- В царское время наука о виноградарстве была не слишком развита в нашей стране, - говорит Молчанов. - Основные отечественные исследования в этой отрасли пришлись на советский период, с 1932 по 1953 год. Именно тогда были проведены и изданы фундаментальные исследования по ампелографии, где указаны все автохтонные сорта.

В этой связи точкой отсчета в определении автохтонности следует считать 1953 год, уверен винодел. В его КФХ растет очень редкий сорт винограда "мушкетный", который уже плодоносит, но сделать из него уникальное вино фермер не может. В 2025 году госкомиссия вычеркнула шесть сортов винограда из реестра автохтонов Дона.

- Производственники об этом не знали, - говорит винодел. - Если мы находим, что сорт автохтонный, то должны внести его в реестр без предварительных исследований Госсортсети.

Другая проблема, которую виноделы хотели бы решить, - избежать затрат на дорогостоящее оборудование. Винные прессы, гребнеотделители, линии розлива - вся эта техника используется в течение короткого периода времени. После сбора урожая ее содержание слишком затратно для малых виноделен.

- Возможно, стоит подумать над тем, чтобы линию розлива не покупать, а пользоваться ею в качестве услуги, - говорит амбассадор волгоградской винодельни "Зимовец" Денис Тайницкий.

В Крыму, например, крупные винзаводы предоставляют такую услугу малым винодельням. Но что делать, если вблизи нет больших винных агрегаторов? Самостоятельной нишей для бизнеса могли бы стать мобильные цеха, специализирующиеся в этом направлении на условиях шеринга.

Иное дело, как продать уже готовое вино. Здесь у малых виноделен тоже есть предложения по новациям в законодательстве, например, разрешить продажу своей продукции напрямую юридическим лицам.

В преддверии новогодних праздников компании обращаются на винодельни с просьбой продать им вино для корпоративов и на подарки сотрудникам. Но сделать это невозможно, минуя дистрибьюторов.

- У малых виноделен продукция стоит дороже, чем у крупных производителей, - говорит глава севастопольской компании Le K2 Кира Ефимова. - Мы бы хотели продавать свое вино напрямую, если оно идет для собственного потребления, а не для дальнейшей перепродажи.

Если внести изменения в законодательство и допустить такую возможность, предлагает винодел, это уберет лишнее звено дистрибьюторов, поднимающих цену бутылки в два - четыре раза, увеличит маржинальность виноделен и станет стимулом для их развития.

Пойти еще дальше и радикально изменить институт дистрибьюторов предлагает другой севастопольский винодел Павел Швец. В сегодняшнем виде это звено в торговой цепочке поднимает цену готовой продукции на 200 процентов.

- С тем же отношением, что и к импортным напиткам, дистрибьюторы подходят к отечественному вину, колоссально накручивая цену, - говорит Павел Швец. - Что если сделать так, чтобы розничная магазинная лицензия позволяла продавать вино в другие магазины? Тогда каждый из них станет мини-дистрибьютором.

Вообще виноделие сегодня нуждается в выработке стратегии маркетинга, считает эксперт.

- За последние годы к нам пришло множество людей, которые не очень понимают, что такое виноделие, но они зашли в этот бизнес. Одни просто посмотрели фильм "Хороший год" и решили, что они будут жить на юге и делать вино. Такая красивая картинка. Другие прикладывают массу усилий, сажают виноград, доводят до урожая, собирают его, делают вино, а продать не могут. Это сложно, требует огромных усилий, - отмечает эксперт.

Для таких случаев виноделы предлагают создать банк готовых решений, в который смогли бы обратиться новички, чтобы упростить старт в бизнесе.

- Я предлагаю создать депозитарий готовых проектов виноделен и винного туризма. Смысл в том, что человек из другого региона хочет инвестировать в виноделие, но для него это новая отрасль, ему незнакомая, и он не знает весь алгоритм действий. Чтобы не наступать на грабли, он может купить готовый проект, где все это будет уже спланировано, разложено пошагово, что в какой последовательности делается, - говорит крымский винодел Валерий Захарьин.

Все предложения профессионального сообщества как минимум уже вошли в банк идей Ассоциации виноградарей и виноделов России и впоследствии могут стать отправной точкой для донастройки отрасли.

ЮФОВ регионах