На платных парковках Петербурга водителей подстерегают "ловушки"

Ежедневная выручка платного парковочного пространства в центральных районах Санкт-Петербурга выросла вдвое после введения дифференцированных тарифов. Но проблемы водителей и жителей центра остаются нерешенными.
Платная парковка в центре Санкт-Петербурга
Платная парковка в центре Санкт-Петербурга / Святослав Акимов / РГ

Представители транспортного блока городской власти отчитались о первых результатах от введения новых тарифов, начавших действовать 15 октября. Как и предполагалось, для некоторых водителей суммы, которые теперь нужно выкладывать за парковку в центре города, оказались неподъемными, и количество автомобилей в платной зоне сократилось. Так, суточное количество состоявшихся фактов оплаты парковки снизилось почти на 33 процента: с 52 тысяч транзакций в сутки в октябре, до введения новых тарифов, до 35 тысяч в сутки - в ноябре.

Как считает директор СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" Михаил Курдяев, водители, которые раньше приезжали в центр на работу, оставляя машину на весь день, сегодня пересаживаются на общественный транспорт. А тем, кто приезжает в центр ненадолго, стало легче найти свободное место, как и жителям центра, оформившим льготное парковочное разрешение. Но главное, о чем с гордостью сообщил Курдяев, - резко выросла суточная сумма поступлений в городской бюджет от оплаты парковок: с 12-13 миллионов рублей до введения дифференцированных тарифов до 25 миллионов рублей - после 15 октября.

Всего же с начала года городской бюджет пополнился на 5,085 миллиарда рублей за счет почасовой оплаты и долгосрочных платных разрешений на парковку. Это важный источник неналоговых доходов городской казны. Стоит напомнить, что еще до вступления в силу дифференцированных тарифов эксперты прямо указывали, что единственным мотивом их введения является фискальный, а все остальное - просто слова.

При обсуждении первых итогов в профильной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга чиновникам напомнили, что автомобилисты по-прежнему жалуются на "ловушки", которые подстерегают их при пользовании платными парковками. Главной из них остается так называемый "разрыв сессии". Например, водитель хотел припарковаться на час, оплатил парковку, но по истечении этого часа по какой-то причине ему потребовалось продлить стоянку, он готов и хочет ее оплатить. Не перемещая автомобиль, гражданин делает это с помощью мобильного приложения, СМС-сервиса или паркомата. И вскоре получает штраф в 3000 рублей - за то, что не уехал в течение разрешенных 10 минут после первого оплаченного часа. Причем ему не возвращаются и деньги за "штрафную" сессию. Чтобы избежать штрафа, водитель, не успевший продлить стоянку до конца оплаченного времени, должен срочно бежать к автомобилю, уезжать и вновь парковать его в другой зоне, открывая новую сессию.

"Разрыв сессии - это как раньше "полицейский в кустах". Мы подлавливаем людей, а этого быть не должно. Они оплатили, и когда мы им выставляем штраф, они же не получают (обратно) стоимость парковки, - это нечестно", - говорит глава транспортной комиссии Заксобрания Алексей Цивилев.

Депутаты предложили, наконец, покончить с этим абсурдом. И разработали законопроект, предоставляющий возможность оплаты парковочной сессии до окончания суток, в течение которых она состоялась. Это исключит описанную "ловушку", даст законопослушным водителям право на исправление ошибок, допущенных при пользовании платной парковкой, избавит судебную систему от множества исков по обжалованию таких непредумышленных нарушений. Дополнительную актуальность этой инициативе придают все более частые проблемы с мобильным интернетом, а ведь именно приложение в смартфонах стало самым популярным способом внесения платы за парковку.

Пока законопроект отправлен на доработку. Может быть, до его принятия и не дойдет, если со стороны исполнительной власти последуют разумные шаги по изменению правил оплаты. Ведь именно постоплата позволит сознательным водителям не превращаться в правонарушителей.

Между тем резкий рост парковочных тарифов обернулся новыми проблемами для жителей центра, чьи дворы открыты для внешнего трафика. Теперь "неместные" водители, еще недавно готовые платить по 100 рублей в час за парковку на проезжей части, ищут возможность бесплатно оставить машину во дворе. А жители центра зачастую не могут не только припарковаться в собственном дворе или выехать оттуда на машине, но и просто пройти к своим парадным и мусорным площадкам! Доходит уже до драк местных с "чужими".

Тарифный скачок болезненно сказался на семьях с детьми. Как рассказала "Российской газете" депутат Наталия Астахова, к ней обращаются избиратели, которые возят детей на автомобилях в учреждения дополнительного образования, спортивные и творческие секции в зоне платной парковки. Повышение цен нанесло сильный удар по их семейному бюджету. Ведь маленького ребенка нельзя просто высадить и уехать, а приходится дожидаться в платной зоне. А если детей больше?

"Машина для таких семей - не роскошь, а способ успеть с детьми сразу в несколько мест. Сто рублей тоже было многовато, но они как-то приспособились, платили эти деньги и ждали своих детей... Сегодня они говорят, что повышенный тариф - это просто непосильно. А свободных мест во дворах сейчас уже не найти", - говорит Астахова. По ее мнению, необходимо более гибко подходить к регулированию тарифной сетки и зафиксировать прежний 100-рублевый тариф рядом с такими местами, куда петербургские родители массово привозят детей.

Справка "РГ"

Новые тарифы в зоне платной парковки в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах установили исходя из востребованности локаций в предыдущие месяцы. Плата составляет 100, 200, 280 и 360 рублей в зависимости от зоны. Причем большинство парковочных мест оказалось в зонах с двумя самыми высокими тарифами.