"Чтобы достичь этого показателя, нужно очень многое. Главными ресурсами является обеление рынка, это увеличение доли тех людей, которые работают в серую и в черную, и их переход в официальное белое поле", - отметил эксперт.
На сессии обсудили трансформацию рынка труда в условиях критического дефицита кадров. По прогнозам Высшей школы экономики, к 2030 году дефицит достигнет 3 миллионов человек. Представители крупнейших ретейлеров подтвердили, что платформенная занятость уже стала неотъемлемой частью их бизнес-модели.
Доля внешнего персонала в супермаркетах может составлять от 10% до 30% в зависимости от наличия доставки и сезонности, рассказала директор по персоналу торговой сети "Супер Лента" Татьяна Рубцова. Она также поделилась, что компания измерила вовлеченность не только штатных, но и постоянных внешних сотрудников - тех, кто выходит на три и более смен в месяц. "Оказалось, что у них вовлеченность на 4 пункта выше, чем у наших штатных сотрудников" - рассказала Рубцова.
Семко представил данные о мотивации работников платформ. По данным Data Insight, 43% респондентов рассматривают подработку как ответ на недостаток основного дохода. По его словам, это отражает изменения в менталитете россиян. "Почти половина наших граждан знают, что их счастье находится в их руках. Нужно заработать, иди и работай. Инструменты есть - в одном движении руки до телефона", - поясняет Семко.
Эксперт также обратил внимание на рост числа самозанятых: с 2020 года выплаты по НПД выросли с 0,15 триллиона до 2,2 триллиона рублей в 2024 году. Около половины выплат поступает от юридических лиц, что, по словам эксперта, подтверждает активную интеграцию этой модели в корпоративный сектор.
На изменение отношения работодателей к временному персоналу обратила внимание CEO Ventra Go Екатерина Карабанова. "Совместными усилиями с HR-командами, с бизнес-командами наших клиентов за последние пять лет произошло сильное переосмысление того, как надо относиться к людям. Что любой персонал, который пришел и содействует вашим бизнес-целям - о нем нужно заботиться", - отметила спикер. По словам Карабановой, компании активно запрашивают обратную связь от исполнителей через систему рейтингов в приложении, чтобы улучшить условия работы, понять причины выбора другого работодателя и повлиять на лояльность сотрудников.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что end-to-end платформы (e2e-платформы), которые обеспечивают полный цикл от подбора персонала до выплат зарплат, являются наиболее эффективным решением для закрытия кадровых потребностей. Они позволяют снизить затраты на подбор, повысить операционную эффективность и обеспечить необходимую гибкость в условиях дефицита линейного персонала.