Марк Розовский: Не нужно ставить скучные, жестко академичные спектакли

На полях Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction №27 в Гостином Дворе состоялась презентация нового трехтомного издания народного артиста РФ, художественного руководителя Московского государственного театра "У Никитских ворот" Марка Розовского.
Фото: Дарья Валиахметова

Мастер рассказал о работе над одним из самых ожидаемых театральных трудов последних лет - трехтомником "Режиссура. Школа. Метод. Практика". Подробности "РГ" узнала из первых уст.

Трехтомник стал итогом многолетнего пути режиссера и драматурга. За 68 лет Розовский поставил около 200 спектаклей и уже выпустил собрание собственных пьес, после чего обратился к систематизации своего режиссерского опыта. Новая работа не является учебником в классическом смысле, но представляет собой личные наблюдения, методологию и творческую философию, накопленную за году службы театру.

Особое внимание автор уделяет наследию К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда и других реформаторов сцены. Он отмечает, что без этой фундаментальной базы невозможно нормально развиваться русскому театру, где психологизм, поиск смыслов и свобода игры всегда идут рука об руку.

"Надо понимать, что это книга не для широкой публики, а для людей, живущих профессией, - рассказал Марк Розовский. - И стоит осознавать, что каждый режиссер имеет свою тайну творчества, и навязывать свой метод бессмысленно. И каждый мнит себя "мейерхольдиком", потому что до Мейерхольда, конечно, никто не дотягивает. Но есть классическая русская школа театра, которую необходимо знать".

Фото: Дарья Валиахметова

Одним из вызовов в работе над трехтомником стало стремление соединить практическую режиссуру, педагогический опыт и размышления о природе актера, сохранив при этом цельность и доступность материала.

Розовский отметил, что вдохновляет его прежде всего интерес современного зрителя к живому театру, а также стремление молодых актеров искать глубину и смысл в профессии.

"Я для себя сформулировал концепцию на всю жизнь: "Живой академизм". Не нужно ставить скучные, жестко академичные спектакли. Порой молодые актеры просто не хотят жить в психологическом театре. И драматургия сегодня смазывает большие проблемы маслом, сглаживая углы. В результате театр становится местом, где происходит развлекуха", - считает Розовский.

Литература