На деловом завтраке в петербургской редакции "РГ" побывали актеры

На деловом завтраке в петербургской редакции "РГ" побывали актеры Театра им. В.Ф. Комиссаржевской - заслуженная артистка России Елена Симонова и Денис Пьянов. Недавно они получили Высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой Софит" в номинации "Лучший актерский дуэт". Новая постановка режиссера Александра Баргмана "На всякого мудреца довольно простоты" по мотивам комедии А. Н.Островского пользуется большой популярностью у театралов.
Святослав Акимов / "РГ"

Так сложились звезды…

Неожиданная награда? Не за лучший спектакль или режиссуру, отметили не исполнителя главной роли, а ваш дуэт.

Елена Симонова: Да, неожиданно (как все "получанты" и говорят на церемонии). Когда я увидела, какие актеры в этой номинации, подумала: нет, нам не дадут.

Мне, вообще-то, везет с дуэтами. Был у нас спектакль "Дон Жуан", Александр Морфов его ставил. И все говорили: "Ах, какой у вас дуэт с Родионом Приходько!" Но премию с такой формулировкой получила впервые.

Денис Пьянов: Я, честно говоря, сомневался, думал, что это приз актерам целиком за спектакль. У нас с Леной, по существу, всего одна сцена в нем.

Елена Симонова: У меня, между прочим, роль эпизодическая.

Но как классно сыгранная! А какие чувства вы испытали, когда узнали о распределении ролей в этом спектакле? Денису - в 46 лет сыграть старика Крутицкого!

Денис Пьянов: Я попал в этот спектакль последним, там уже были другие назначения. Но мне очень интересно было попробовать такого старика-старика. Чтобы меня не узнали.

А мы не узнали, правда!

Денис Пьянов: Значит, моя задача выполнена. Когда искал манеру игры, задавался вопросом: как бы сыграл Крутицкого, например, Яншин или Грибов, в моем представлении.

Елена Симонова: По-моему, никто не сомневался в твоих способностях, Денис: ты можешь сыграть все!

Сложный грим вам для этого понадобился, как в кино?

Денис Пьянов: Да не сложный. Есть парик. А грим, да, мне рисуют тонкие киношные линии, складочки, морщины. Брови, усы я сам клею. Одно идет за другим: и походку нашел.

И голос, ну совсем не Пьянова!

Денис Пьянов: В этом спектакле у нас микрофоны, а я не очень умею и люблю с ними работать. Нас-то мастера в институте учили подавать звук так, чтобы слышал зритель в последнем ряду, на самом верхнем ярусе. А тут, наоборот, надо говорить тише. Я думал над тем, как лучше это сделать, тут и придумались "кряхтелки" Крутицкого.

Елена Симонова: Мы когда готовились к этой работе, пересмотрели записи многих постановок "Мудреца".

Хотя обычно актеры говорят: ничего не смотрел принципиально! Чтобы не "слизывать"…

Елена Симонова: Это ведь любопытно. Поставленные в разное время, они настолько отличаются!

Денис Пьянов: Александр Баргман придумал интересную структуру спектакля. У меня, правда, были сомнения, насколько мы впишемся в нее.

Работа была интересной?

Елена Симонова: Мне было очень интересно работать с Сашей. Я, кстати, впервые играла в его постановке. И благодарна судьбе. У меня никогда, даже в юности, не было "мечт" сыграть ту или иную роль. Мне хотелось работать с интересным материалом и с режиссером, с которым бы совпадали взгляды на материал, а если не совпадали, то мы вместе находили бы компромиссное решение. Так было, например, с Игорем Коняевым (спектакль "Доходное место").

Денис Пьянов: Меня подкупило то, что ставить будет Баргман, которому я доверяю полностью - много пройдено бок о бок. Да еще когда он сказал мне: "Выручай!" (заболел актер)…

У меня тоже такого нет, чтобы я мечтал, как некоторые артисты мечтают, сыграть какую-то роль, скажем, Гамлета, Короля Лира… Вот Роман Габриа предложил роль чеховского Дяди Вани - это подарок судьбы. Так сложились звезды… (за эту роль в спектакле "Моя дорогая Helene" Денис Пьянов был удостоен "Золотого софита"-2022 в номинации "Лучшая работа актера". - Прим. ред.).

Режиссер давал вам свободу во время работы? Что вы, например, сочинили?

Елена Симонова: Мы создавали "Мудреца" этюдным методом. История близости наших героев родилась в этом процессе. Мне было маловато Турусиной. Мы решили, что в молодости у наших героев были бурные отношения, и оттуда "плясали". Она престарелая Джульетта, до сих пор видит себя молодой женщиной. Он читает ей стихи…

Очень интересно разгадывать текст автора. Баргман компилировал тексты Островского, там можно встретить реплики из разных пьес: "Доходное место", "Гроза", "Свои люди - сочтемся".

Играть комедийные роли, смешить зрителей до слез, купаться в их аплодисментах - счастье для актера?

Денис Пьянов: Конечно! Это большое счастье и удовольствие дарить зрителю положительные эмоции. Для этого актер и трудится. Чтобы получить зрительское внимание и эмоции через аплодисменты, смех.

Вот я играю Войницкого, а это не совсем комедия, это трагикомедия, в финале он говорит с горечью: "Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский… Я зарапортовался! Я с ума схожу… Матушка, я в отчаянии!" Ожидания не сбылись.

Елена Симонова: Кстати, я в этом спектакле играю мать Войницкого - Пьянова.

Про комедийные роли. Сейчас более востребованы комедии, это жанр на все времена, что называется - вечный, всегда пойдет на ура. Да и от зрителей постоянно слышим: "Мы пришли в театр не для того, чтобы переживать, страдать, хотим развлечься, отдохнуть, посмеяться - проблем нам и в жизни хватает".

Фото: Спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" / Пресс-служба Театра

Папа Карло и Тортилла

Что нового будет у вас в репертуаре, уже известно?

Елена Симонова: Сейчас в нашем театре выходит музыкальный спектакль "Трехгрошовая история" - без нас, мы не певцы. Планов у нашего нового руководства громадье. Нас распределили в сказку "Золотой ключик". Спектакль для семейного просмотра (планируют показывать его не только днем, но и вечером) будет ставить режиссер Иван Пачин. Будут заняты молодые артисты. Мы видели эскизы костюмов - кажется, будет очень интересно. У меня роль Черепахи Тортиллы. Думаю, там мы похулиганим!

Денис Пьянов: А я получил роль Папы Карло.

Про кино

В театре вы играете Островского, Чехова, Мольера, русскую и зарубежную классику. А какие роли обычно предлагают вам в кино?

Денис Пьянов: Мне больше предлагают роли комедийные, характерные.

Елена Симонова: Интересно, что в Москве меня воспринимают как острохарактерную актрису, а в Питере я обычно играю бизнесвумен.

Часто зрители приходят в театр на известных, медийных, артистов. Актеру надо засветиться на экране.

Денис Пьянов: Для меня важно работать в театре. Мне кажется, что когда артист уходит из театра, он многое теряет. Как точно сказала Светлана Крючкова: "Театр - это постоянная тренировка. Драматический артист без театра - это как артист балета без станка. Если он перестал работать у станка - он уже никогда не будет солистом".

Елена Симонова: В кино используют твое амплуа, зачастую одно, которому бывает немало лет. На съемочной площадке нужно моментально войти в работу. Я в театре играла и комические, и драматические роли, и женщин-вамп, и лирических героинь, большой спектр. Времени на съемках никогда нет, о репетициях, как это раньше было, речи даже не идет, и чтобы быстро "впрыгнуть" в образ, где взять это? У тебя нет времени на вхождение в образ, проживание. А если у актера в копилке есть театральные персонажи - это большая помощь: ага, тут подойдет эта героиня, и можно легко внедриться в игру. Наработанное в театре, конечно, помогает.

По каким киноролям вас сейчас узнают? На сцене, на улице, вокзале…

Денис Пьянов: "Полярный" и "Лихач" - "долгоиграющим" проектам.

Я на днях заехал в супермаркет купить продуктов, женщина-продавец так мило говорит: "Это мясо не берите, оно вчерашнее. Возьмите вот это… Извините, вы актер?" - "Актер". - "Ой, мы с мужем так любим вас!" - "Спасибо, мне приятно. А где вы меня видели?" Почему-то отказалась ответить…

Или в Москве сажусь в такси, водитель спрашивает: "Вы актер? "Полярный"? Я вас по голосу узнал". А кто-то сказал, что узнал по интонации.

Елена Симонова: У меня такое было в метро: "О, артистка! Я вас по голосу узнал". В санатории, поликлинике не раз приходилось услышать: "А вы у нас уже были". Улыбаюсь, хотя и не была, отвечаю: "Да, была".

В милицейских сериалах ("Улицы разбитых фонарей", "Убойная сила", "ОперА", "Ментовские войны") вы тоже в свое время поиграли. Как все петербургские артисты.

Елена Симонова: Мне повезло: я снималась у Рогожкина в "Убойной силе". Это было очень достойно - первые серии снимали талантливые режиссеры. Хотя денег на кино тогда не было, артисты порой даже в своей одежде играли. Брали у своих подруг. Хотелось выглядеть хорошо, это важно: мы не нищие, не голодные, у нас все круто. Всегда держали форс.

Помню, как режиссер утвердил вместо меня другую артистку, я удивилась: почему, что случилось? "У нее есть шикарная шуба, а у тебя нет!" Вот так было…

Где-то сейчас снимаетесь?

Денис Пьянов: У меня пока перерыв. 1 декабря вышел новый - пятый сезон "Полярного", где я играю бармена Славу. На платформе Okko показывают "Волшебный участок", новый сезон. Это современная сказка для взрослых, комедия. Там просто потрясающий грим, художники даже получили премию за грим в первом сезоне. Я играю Купидоняна, это Купидон, бог любви, для пожилых. На озвучке мне сказали, что надо говорить с армянским акцентом. Это что-то новое для меня, ведь я не носитель языка. Но так как это сказка, вполне может быть и так!

Елена Симонова: Я только что снялась в Москве в комедийном сериале "Как Деревянко Чехова играл". Сначала вышел фильм "Как Деревянко Ломоносова играл". Забавный. Смешной сценарий. Здесь моя роль: потомок Чехова, его правнучка (у писателя были дети), которая дает или не дает разрешение на то, чтобы снимали кино о жизни классика. В роли Чехова - актер Молодежного театра на Фонтанке Андрей Некрасов. Режиссер - Федор Стуков, прекрасный, интеллигентный, он из актеров, снимался с детства, вырос в традициях советского кинематографа, работал с Михалковым, Говорухиным, в "Ералаше". Я снималась с удовольствием.

Фото: Святослав Акимов / "РГ"