Исполнение мечты в день рождения. Сергей Мазаев выступит с оркестром в Театре Эстрады

Сергей Мазаев даст "концерт в день рождения с оркестром"
Сергей Мазаев - человек-эпоха. И в этих словах нет никакого пафоса, преувеличения или лести. Ведь в нашей музыке постоянно меняют мода, стили, тренды. И с конца 1970-х он появлялся в каждом из них очень вовремя и кстати. Со своими саксофоном, кларнетом и мачо-баритоном, оказываясь всегда на виду. И дело, конечно, не только в росте в 185 сантиметров (выше только Александр Маршал, у которого 193), а еще и в том, что мало кто умел так востребовано меняться и расти, качественно и азартно двигая эту моду еще немного дальше, как Сергей Мазаев со своей невозмутимой улыбкой и умением оказываться среди столь же незаурядных коллег.

Оттого и были в его карьере то рок-группа "Автограф", то "Большая Медведица" и прочие шлягеры дискотек в раннем составе Игоря Матвиенко "Здравствуй, песня!". А потом - создание "Морального кодекса", нацеленного на рок-баллады, блюзы, рок-н-роллы. А еще джазовые программы с Игорем Бутманом, появление собственного "Эстрадного оркестра Сергея Мазаева", ориентированного на классику советской, российской и мировой эстрады, а потом и ансамбля QUEENtet с девушками, скрипками и виолончелями, где он играет на кларнете уже и фрагменты из балета "Щелкунчик" Петра Ильича Чайковского…

А пока 7 декабря Сергей Мазаев решил исполнить и свою давнюю мечту - отметить день рождения на сцене Московского театра эстрады. В афише написано: "Концерт в день рождения с оркестром". Ожидается, что праздновать будут долго. Под три часа. Ведь хороших песен в его репертуаре накопилось много: от "До свиданья, мама", "Ночного каприза", "Я выбираю тебя", "Славянских танцев" и премьеры 2025 года "А мир все меняется" до мировой классики Fly Me To The Moon и Strangers in the Night.

Накануне дня рождения заслуженный артист России рассказал "РГ" о том, почему выбрал этот культовый зал и какую славную отечественную традицию хотел бы возродить этим концертом. А еще конечно, о дружбе, коллегах и своем самом любимом тосте в наши дни.

Сергей, когда вы решали, с каким из трех своих ансамблей - "Морального кодекса", QUEENtet или Эстрадного оркестра Сергея Мазаева - отпраздновать день рождения, почему выбрали именно оркестрантов? Они вам нравятся сегодня больше всего?

Сергей Мазаев: Этот мой большой оркестр состоит из двадцати музыкантов. И вся его ритм-группа - барабаны, бас и гитара, клавиши - это музыканты "Морального кодекса". И у нас и специальные аранжировки сделаны: песни нашей группы для оркестра. С духовыми, со скрипками они звучат очень красиво. Поэтому это такой более емкий проект, в котором я могу представить свою работу в разных жанрах.

А еще я давно мечтал выступить в Театре Эстрады именно с эстрадным оркестром. Здесь самое точное место для этого жанра. Ведь на этой сцене выступали многие оркестры - Леонида Утесова, Эдди Рознера, Бориса Ренского. А еще здесь был конферансье Борис Брунов. И я как раз в этот жанр заглядываю, который сейчас уже почти исчез. У нас тоже будет концерт без конферансье - ведь их, к сожалению, уже почти не стало. Есть только всякие ведущие мероприятий. А конферансье и настоящего конферанса - уже нет. Потому что нет уже таких больше сборных концертов, праздничных.

Все только какая-то показуха: под фонограмму запускают номера известных исполнителей, по системе "сделал и сразу отвали". А раньше выходили самые разные оркестры, певцы, фокусники какие-то появлялись, артисты оригинального жанра, чтецы, эквилибристы, пародисты, юмористы разные. Борис Брунов и вел такие концерты: общался с публикой, "держал" ее очень красиво.

Наверное, всему свое время. Но я еще застал ту пору, и она мне очень нравилась. И нравится. Она ведь фундаментальная, основа на образовании. Та, тогда на сцене работали люди с хорошим музыкальным образованием. И так было во всем Советском Союзе!

Не запутаются ли зрители, какой вы теперь музыкант: то ли рокер с группой "Моральный кодекс", то ли поклонник классики и "Щелкунчика" Петра Чайковского, а может, артист, старающийся восстановить традиции лучшей классической эстрады со своим "Эстрадным оркестром Сергея Мазаева"?

Сергей Мазаев: Изначально я кларнетист с классическим образованием. Запутаются? А чего тут запутываться? Вот сидит оркестр, и мы играем. Ну и у меня один из лучших оркестров в Москве, и одна из лучших рок-групп. Да и QUEENtet у нас отменный, наверно, единственный в таком составе: кларнет и пять струнных!

А обо всех этих общественных резонансах я вообще не думаю. Скорее, это ваша работа, выяснить, как то, что мы делаем действует на людей. Я-то ведь нахожусь внутри процесса. И не знаю, как он выглядит снаружи. Но мне нравится!

Каких концертов у нас больше всего? "Морального кодекса". А у оркестра - меньше всего, потому что это такой громоздкий, дорогой проект со многими музыкантами. И у QUEENtet концертов достаточно, когда чуть больше, когда поменьше - ведь по количеству участников у нас это тоже "малая форма".

Строгий ли вы при этом руководитель своих коллективов и продюсер? С вашим ростом в 185 сантиметров, привычкой ходить по утрам в бассейн и следовать правилам фитнеса, наверное, и голос повышать на репетициях не нужно - и так все слушаются?!

Сергей Мазаев: Да зачем повышать, когда у меня играют люди, которые лучше меня как музыканты (улыбается). Особенно в QUEENtetе! Я сам у них учусь и с помощью их повышаю свое мастерство. Поэтому как я могу давить на них голосом?

В Эстрадном оркестре вы исполняете классические и современные хиты не только на русском, но и на французском, английском языках. Абсолютный слух помогает хорошему вокалисту становиться полиглотом, или вы так красиво и точно поете того же американца Фрэнка Синатру все-таки по подстрочнику?

Сергей Мазаев: Ну, во-первых, я учил французский, будучи студентом экономического факультета МГУ, и английский у меня очень хороший, разговорный. Да и итальянский учил пару лет назад, произношение с тех пор хорошее. Но незнакомые слова в песнях всегда выписываю отдельно и учу.

А еще иногда приглашаю в студию моего друга Марка Рудинелли. Он итальянец - писатель и актер, который работает в Москве. Прошу его по дружбе проконтролировать мой итальянский, когда репетирую или записываюсь. Так получается лучше.

Если бы не этот концерт в Театре Эстрады, то как бы вы отмечали свой день рождения и что бы пожелали себе под тост?

Сергей Мазаев: Я бы праздновал в узком кругу друзей и семьи. Пили бы, говорили, может, напились бы, но без песен все равно не обошлись. А какой тост произнес бы? "Желаю всем здоровья и успехов в труде и зарплате!"